Об этом словосочетании в новом учебном году узнали первоклассники по меньшей мере трёх тысяч белорусских школ, где за парты вместе с обычными детьми сели школьники с особенностями психофизического развития.
Вместе к намеченной цели вместо барьеров и стереотипов. В этом году в школе прозвенел первый звонок для Стаса Челядинского. И каждое утро он приезжает сюда на специальном велосипеде. Но, главное, приезжает не в спецшколу и не спецкласс. До официального старта проекта интегрированного обучения особенные дети учились дома.
Стас Челядинский, ученик 1 класса СШ № 25: «Ходить в школу лучше. Я хороший ученик. У меня уже, кстати, 2 пчёлки. Если насобирать 10 пчёлок, можно приз получить».
Дети осваивают обычную программу и дополнительно занимаются с педагогами-дефектологами. Но панацеей от всех бед, с которыми может столкнуться человек в четырёх стенах, по расчёту специалистов, должны стать одноклассники.
Татьяна Бондаренко, заместитель директора по учебной работе СШ № 25: «В то же время этот вопрос можно рассмотреть и с другой стороны. Нашим детям уже с детства даётся опыт общения с детьми с особенностями. И они воспринимают их абсолютно нормально. И это, я думаю, очень прогрессивный шаг».
В стране пока работают около десяти школ с безбарьерной средой. Но они дали шанс научиться жить, соперничать, проигрывать и выигрывать более 60 % детей с ограниченными возможностями.
Антонина Змушко, начальник управления специального образования Министерства образования Беларуси: «Поначалу было много проблем. Но сейчас мы в лидерах».
Любое новшество всегда противостоит привычному укладу. Под знаком «вместе» пока ещё фронт разделён: одни боятся привести особенного ребёнка в обычный класс. Для других загадка, как привести обычного ребёнка в совмещённый класс. Тем временем Стас, родители которого задачу решили, в лидерах класса.
Стас Челядинский, ученик 1 класса СШ №25: «А хотите я вам загадаю загадку, которую никто в классе не отгадал? Белая, как груша, с чёрной полоской и белой бумажкой?.. Папка! Смешная загадка, правда?»
Ответ, быть ли объединённым классам, школам и даже ВУЗам, в учительских кругах очевиден. За последние пять лет в Беларуси закрылись 20 % спецшкол и интернатов. Вопрос – во времени и барьерах-стереотипах в уже развитом обществе, в котором по аксиоме каждый имеет право быть.
Подписывайтесь на нас в Telegram