550 томов уголовного дела и сотни пострадавших

Полтора часа потребовалось гособвинителю, чтобы перечислить все эпизоды преступлений главного обвиняемого во взрыве в минском метро – Дмитрия Коновалова.
 550 томов уголовного дела и сотни пострадавших

Полтора часа потребовалось гособвинителю, чтобы перечислить все эпизоды преступлений главного обвиняемого во взрыве в минском метро – Дмитрия Коновалова.

Учитывая внимание к громкому процессу, вход в Дом правосудия и зал слушаний усилен охраной. Задолго до начала зал исследуют кинологи, внутри дежурит спецназ.

Подсудимые были заключены под стражу ещё 13 апреля. И всё это время, за исключением следственных действий, находились в изоляторе. Их первое появление на публике вызвало огромный интерес журналистов.

На заседание пришли почти полтысячи потерпевших и свидетелей. До сих пор о преступниках была лишь биографическая информация: обоим 25 лет, рабочие Витебского завода тракторных запчастей. Вживую витебчан – Дмитрия Коновалова и Влада Ковалёва –люди увидели впервые на заседании.

Водитель «скорой» Сергей Пажого был ранен осколками взрыва на День Независимости 3 июля в 2008 году. А в апреле нынешнего года – одним из первых развозил по больницам раненых.

Сергей Пажого, потерпевший, свидетель: «Когда-то их должны были найти. У меня были лёгкие травмы, мне только в ногу попало немного – осколок небольшой. Несильно пострадал».

Взрыв на «Октябрьской» станции прогремел 11 апреля. В 17:56. Преступник выбрал это время неслучайно. Шесть вечера – это час-пик на самой многолюдной развязке минского метро.

Эти кадры с камер видеонаблюдения, которые попали в Интернет, за короткое время успели просмотреть сотни тысяч пользователей. На нём видно весь путь человека в тёмной одежде с большой спортивной сумкой. Как окажется позже, именно в ней лежала начинённая железом бомба. Преступник оставит свой груз под скамейкой, а затем, поднявшись на площадку перехода и дождавшись прибытия поезда, хладнокровно нажмёт кнопку, которая приведёт в действие взрывное устройство.

13 погибших на месте. Более трёхсот человек получают ранения, в том числе и настолько тяжёлые, что двое умирают в больницах.

Буквально через час после трагедии в метро спустился Президент Беларуси. Александр Лукашенко взял расследование этого дела под личный контроль. На раскрытие преступления были брошены все белорусские спецслужбы, приехали специалисты из России и Израиля, которые имеют огромный опыт в расследовании таких дел. И они, и представители Интерпола подтвердили основную версию белорусских коллег – это теракт. Именно по этой статье генпрокуратура возбудила уголовное дело.

Пока сыщики прочёсывали страну (именно так чуть позже охарактеризуют их работу эксперты), вокруг теракта разгорелась общественная дискуссия. Особенно преуспели в этом оппозиционные СМИ, которые утверждали, что за взрывом стоят белорусские спецслужбы. Конечно, всё это было в форме рассуждений, но даже при таком раскладе властям не пришлось искать оправданий. Представители международных структур, в том числе Интерпол, подтвердили: в стране нет и не было предпосылок для терактов, а от атак преступников-одиночек не застрахованы даже такие тихие страны как Норвегия и Беларусь, жители которых никогда не знали, что такое теракт. И Интерпол, изучив доказательства, подтвердит: взрыв – это дело одного человека. Уже 13 апреля, практически через сутки, силовикам удалось выйти на след организаторов взрыва и задержать их.

Как выяснится, взрыв в метро – это последний эпизод их преступной деятельности. 550 томов уголовного дела описывают взрывы, которые прогремели в Витебске и Минске с 2000 года.

Юрий Тимофеев, потерпевший: «Я просто пришёл посмотреть на этих людей. Я читал, что это молодежь. Что их на это толкнуло – понятия не имею. Даже можно понять, например, террористов-кавказцев: они мстят за что-то, а это – вообще непонятно, зачем это. Они 15 человек убили».

Многие пострадавшие до сих пор проходят лечение и реабилитацию. По просьбе потерпевших сегодня судья запретил вести фото и видеосъёмку процесса. Ведь пристальное внимание прессы, не обошлось без спекуляций и слухов.

Описание предъявленных обвинений продолжалось 4 часа. Выяснилось, что за три дня до взрывов главный обвиняемый прошел дактилоскопирование. И провёл теракт, осознавая, что его могут найти. Коновалов встаёт и признаёт свою вину во взрывах и соглашается, что совершал незаконные действия в обращении со взрывчатыми веществами. Причастность к витебским эпизодам признаёт и Влад Ковалёв.

Слушания продолжатся. Выступят адвокаты. Показания готовятся дать свидетели. Учитывая численность показаний, суд может стать достаточно продолжительным.

Подписывайтесь на нас в Telegram