Русские вопросы

Авиакатастрофа под Ярославлем в очередной раз показала, насколько порой парадоксальной выглядит жизнь – а теперь уже и смерть – в нашей братской стране. С одной стороны, в России не скупятся на миллиардные вливания в хоккей, с другой – поистине преступно
Русские вопросы
Авиакатастрофа под Ярославлем в очередной раз показала, насколько порой парадоксальной выглядит жизнь – а теперь уже и смерть – в нашей братской стране. С одной стороны, в России не скупятся на миллиардные вливания в хоккей, с другой – поистине преступно экономят на безопасности авиационных и других перевозок. Особенно это касается чартерных авиарейсов.
 
На совещании оперативного штаба по ликвидации последствий катастрофы Як-42 прибывший в Ярославль президент Медведев потребовал радикально изменить ситуацию в российской гражданской авиации. И дал три дня на проверку 16 российских авиакомпаний, эксплуатирующих 57 таких самолётов. 8 из них были признаны непригодными для полётов сразу же. Разбившийся лайнер был не первой свежести – что-то около 18 лет эксплуатации, но, по информации российских специалистов, количество его взлётов и посадок было ещё далеко до предельного.
 
Як-42 – среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в середине 70-х для замены технически устаревшего Ту-134.
 
За 30-летнюю историю эксплуатации зафиксировано 12 авиапроисшествий. Несмотря на чуть более высокий расход топлива по сравнению с зарубежными аналогами, его достаточно широко используют российские авиакомпании. В Беларуси на Як-42 никогда не летали. За всё время эксплуатации было потеряно 9 самолётов типа Як-42, включая рухнувший под Ярославлем. Погибли более 560 человек. В частности, четыре самолёта врезались в горы в условиях плохой видимости, один упал из-за отказа техники, причиной падения ещё одного стала ошибка пилота.
 
Да и случаи гибели целой спортивной команды в истории – редкость. Но они всё же были.
 
В Свердловске 5 января 1950 года. Погибла хоккейная команда ВВС СССР (11 игроков, врач и массажист команды).
 
6 февраля 1958 года в результате крушения самолёта британской компании British European Airways в аэропорту Мюнхена погибли игроки футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», несколько тренеров и журналистов.
 
11 августа 1979 года на высоте 8400 метров самолёт, следующий рейсом Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск столкнулся с самолётом, летевшим из Челябинска в Кишинёв. В результате катастрофы погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор». Они летели на матч с минскими динамовцами.
 
Всё это печально. Вот и «Локомотив», и разбившийся экипаж уже никто не вернёт. Тем серьёзнее надо думать, как избежать таких происшествий в будущем. Извечные русские вопросы – «кто виноват?» и «что делать?».
 
Четверг 8 сентября обещал подарить Ярославлю топовые строчки всех российских новостных каналов. Город готовился принять Мировой политический форум. Но получить свою долю эфира руководителям российских политических партий, главам регионов, политологам и экспертам из 30 стран мира так и не удалось. Главной стала страшная новость из маленькой деревеньки Туношна, что под Ярославлем.
 
За сухими сводками МЧС – страшная картина. Те спасатели, которые сразу прибыли на место крушения самолёта, с трудом могли описывать то, что видели.
 
Спасатель: «Море трупов, половина обгоревшие, обломки самолёта… В основном, форма «Локомотива», лежали трупы хоккеистов, половина обгоревшие, половина из воды вытащенные… Я семь лет работаю спасателем, но и для меня это было очень страшно».
 
Группы прокуратуры и следственного комитета из Москвы прибыли в Туношну уже через несколько часов после падения ЯК-42. Место катастрофы сразу же оцепили. Журналистов не пускали к Волге почти сутки. Вначале объясняли следственными действиями, потом – подготовкой к приезду президента Медведева. И никаких официальных комментариев. Только рассказы очевидцев.
 
Кстати, именно рассказы деревенских о том, как неуклюже взлетал самолёт и как взорвался, позволили оперативникам назвать предварительные причины случившегося: отказ двигателя или некачественное топливо. Ясности ждали от расшифровки «чёрных ящиков». Их нашли во второй половине дня в четверг.
 
Международный авиационный комитет в Москве в последнее время стал хорошо известным местом во всей России. Здесь расшифровывали «чёрные ящики» после всех громких авиакатастроф: тридцать лет назад, после гибели футбольной команды «Пахтакор», самописцы привезли сюда, с ящиками с самолёта рухнувшего борта президента Польши Качиньского тоже работали местные специалисты. «Чёрные ящики» с ЯК-42, на котором летели хоккеисты «Локомотива», теперь здесь. Их из-за значимости пассажиров расшифровывают без очереди. Отложив в сторону самописцы ещё с пяти самолётов, которые разбились в России за последние две недели.
 
После гибели ЯК-42 с хоккеистами на борту в России вновь заговорили о том, что конец лета – начало осени мистически собирает авиакатастрофы. Так говорят все, кроме практикующих пилотов. Конец лета – начало осени – пик авиаперевозок. Самолёты работают на пределе мощностей. Вот и вылезают все проблемы: низкая квалификация лётчиков, большая часть авиапарка выработала свой ресурс и должна быть просто списана, уровень контроля за системами охраны и безопасности аэродромов – близок к нулю. Уже известно: информации о техническом состоянии упавшего «Яка» в аэропорту не было, борт не смог набрать взлётную тягу, после того, как самолёт оторвался от земли, возник помпаж – нарушение работы двигателей. В авиационной среде ходят разговоры, что один из двигателей был неисправен ещё до вылета. Очень похожий случай на аварию под Туношной произошёл пять лет назад на российской авиабазе в Крыму. Ту-134, это предшественник Як-42, который принадлежал командованию ВМФ России, разбился при взлёте.
 
От старта до аварии всё происходящее снимали на видео. Самолёт набирает скорость, проходит так называемую точку невозврата, после которой подаётся команда на взлёт. Но как раз в этот момент происходит взрыв в двигателе. Как выяснится позже, в турбину попали птицы. Практически на отрыве командир решает прекратить полёт, но самолёт уже несётся по грунту. Таранит радиомаяки, ломает стойки шасси и врезается в землю. Всё в огне.
 
Невероятно, но людям, среди них командующий черноморским флотом, удаётся выбраться из под горящего железа ещё до приезда спасателей. Все 28 человек остались живы. Спас Господь – это главный вывод экспертов. По кадрам, которые сделаны уже в момент спасательной операции, понятно, что рассчитывать на помощь пожарных аэродрома пассажирам бы не пришлось.
 
Вот за кадром слышно, как заводится первая пожарная машина и тут же глохнет.
 
Она так и не доехала до поля. Пожарные приехали на второй с неисправным рукавом. Не сработал даже простой огнетушитель. В итоге всю работу сделали гражданские спасатели. ЯК в Ярославле упал в двух километрах от аэропорта. Пробежать это расстояние можно за 10 минут, но к горящему самолёту первыми, почему-то, попали местные рыбаки, а не спасатели. Те, кто помоложе, рассказывая о том, что видели, вспоминали голливудский фильм «Знамение».
 
Реальность оказалась жестокой: от легендарного «Локомотива» в живых осталось три человека. Находящего в критическом состоянии хоккеиста Александра Галимова пытаются спасти врачи, тренер вратарей финский специалист Йорма Валтоне и форвард Максим Зюзякин остались работать в Ярославле со второй командой. Остались, чтобы выжить.
 
Максим Зюзякин, форвард хоккейной команды «Локомотив»: «Хоккейная команда – это семья… Я потерял семью из 40 человек… Трагедия такая… Я не заостряю внимание, что я там мог лететь, не думаю об этом просто».
 
К сожалению, в Ярославле опасаются, что вместо того, чтобы наказать виновных, снова будут назначены стрелочники. Как и после гибели теплохода «Булгария» чиновники всех мастей ринулись рапортовать о начавшейся проверке авиапарка России. Удивительно, но у Кремля они просят на это всего неделю, забывая о комментариях практикующих лётчиков: самолёты «Як-42», «Ан-24», как и большинство «Тушек», полностью исчерпали свой срок и свой ресурс. Когда-то они перевезли весь Советский Союз, но у всего должен быть свой предел. Тут вспоминается древняя мудрость о том, что нельзя старого ишака бесконечно нагружать, как молодого. Слишком дорого обходится!

Подписывайтесь на нас в Telegram