Этот учебный год начался более чем для 2 миллионов школьников и студентов. Сравните – практически всё население Минска. С 1 сентября и учёбу, и преподавательскую работу будет регламентировать Кодекс об образовании: свод документов, определяющих его уровень и, выражаясь юридическим языком, ответственность сторон.
1 сентября – один из самых волнительных праздников для многих семей. Ну, а если в семье первоклашка, волнения раза в два больше! В этом году, кстати, впервые сели за парты 78 тысяч мальчиков и девочек. Пышные банты, большие букеты и сияющие глаза. Фото и видеокамеры в руках родителей – не пропустить бы какой-нибудь важный момент. Такое ведь никогда не повторяется!
В этом году свои двери для 940 тысяч учащихся распахнули более трёх с половиной тысяч школ, гимназий и лицеев. При этом 7 из них новостройки. К концу года к ним прибавятся ещё две. Новые технологии, компьютеры, нетбуки уверенно вытесняют традиционные учебники. Белорусь сегодня конкурирует на мировом рынке образовательных услуг. Мы завоёвываем первые места на международных олимпиадах, выпускники наших ВУЗов работают в офисах и на предприятиях крупнейших мировых компаний. Однако, это не повод самоуспокоиться. Образование должно идти в ногу со временем. Несмотря на серьёзный прессинг финансово-экономических условий, в Беларуси находят деньги, чтобы обеспечить школы и университеты самыми передовыми технологиями, ну и, разумеется, создать хорошие условия для учёбы. Например, только к этому учебному сезону на ремонт, реконструкцию и переоборудование было израсходовано более триллиона рублей.
Могилёвская школа №45 – новостройка. Восхищение вызывает не только у детей, но и у учителей. И даже директора. Работать в таких условиях – одно удовольствие!
По традиции, всех школьников страны с началом учебного года поздравил Президент Беларуси. В этот раз Александр Лукашенко посетил Острошицко-Городокскую среднюю школу. Для него, как и для многих родителей, праздник двойной. На школьной линейке он не только как Президент, но и как папа первоклассника.
К слову, интерес к школьному будущему Николая Лукашенко проявляли многие. Говорили, мол, для Коли готовят специальную гимназию. Но мальчик пошёл учиться в обычную сельскую школу. А почему именно эта школа, объясняется просто – она рядом с домом. Школе 150 лет, и в это здание учебные классы переехали ещё в 82 году. Как и многие школы, к этому учебному году её подремонтировали. В этом году здесь 43 первоклассника, всего 450 учеников. В основном это дети из агрогородка и соседних деревень. Учителя в своём большинстве тоже из местных жителей.
Поздравляя школьников с началом учебного года, Александр Лукашенко пожелал им хорошо учиться, а учителям – желания учить. И добавил, что государство всегда ставило своей приоритетной задачей заботу о семье, здоровье и благополучии каждого ребёнка. Вне зависимости от экономической ситуации в стране и мире.
Первый звонок – и школьники разбрелись по своим классам. Обновлённые после капитального ремонта, просторные, оборудованные всем необходимым классы. Есть бассейн и стадион, где можно заниматься любым видом спорта.
По такой же схеме, уверен Александр Лукашенко, как в Острошицком городке надо обустраивать и другие сельские школы.
Александр Лукашенко побывал и на первом уроке сына. В классе дети из разных семей – родители учителя, врачи и, конечно, аграрии. Уровень подготовки детей к школе разный. А потому первые минуты общения, как говорят учителя, самые важные. Настроение, с которым они переступают порог класса, может повлиять на отношение к учёбе в целом. Так что первый урок больше ознакомительный. Впрочем, хотя дети пока ещё мало знают друг друга, на вопросы учителя отвечают охотно.
У первоклашек из Острошицкого городка есть, к чему стремиться, точнее, кому подражать. Ежегодно учащиеся сельской школы с учебных олимпиад возвращаются с победами, успешно поступают в университеты. К примеру, выпускница школы, а ныне студентка лингвистического института Александра Сидоренко, на централизованном экзамене по английскому получила 100 баллов.
И таких, как она, по стране не мало. Первокурснице Гродненского медуниверситета Людмиле Колоцей всего 15 лет. Она и в первый класс-то пошла в четыре года. Невероятные способности девочки начали проявляться с самого рождения.
В старших классах Людмила перешла в математический класс. И начались олимпиады, конкурсы, откуда она возвращалась победительницей. Учителя пророчили карьеру экономиста. Но Людмила выбрала медицину. Химия, биология и победа на республиканской олимпиаде… по русскому языку! Сложных предметов для девушки нет. В итоге, с самым высоким баллом она стала ещё и самой юной студенткой Гродненского медуниверситета.
Конечно, вундеркиндом нужно родиться, но чтобы рассмотреть и развить талант, нужно ещё и большое желание и умение учителя. Именно об этом говорили преподаватели в начале недели на традиционном совещании педагогического актива. Воспитатели дошкольных учреждений, учителя, ректоры, представители внешкольных центров дополнительного образования. Кстати, они в полной мере представили свои услуги прямо у Дворца республики – здесь каждый метр принадлежал детям. Вся площадь превратилась в презентацию центров дополнительного образования. Кружки по автомобилестроению, клуб юных спасателей и многочисленные спортивные секции. Кто не успел определиться, как проводить время после школы, мог сделать это прямо здесь. Ну, а педагоги уже в зале определяли цели и задачи наступающего учебного года.
То, что государство смотрит на образование, как на важную основу жизни общества, говорит и тот факт, что на совещании педагогического актива впервые принял участие Александр Лукашенко. При этом на форуме, который проходил во Дворце республики, куда съехались тысячи преподавателей со всей страны, учителя не только получили оценку своей работе от первого лица государства, но и смогли задать Президенту свои, в том числе и личные, вопросы.
Новый учебный год, в отличие от предыдущих, сюрпризов не обещает. Вернулась прежняя 11-летка, так что не пришлось переписывать программу, принят долгожданный образовательный кодекс, его ещё называют учительской конституцией. Да и сам Президент отметил, что время реформ позади, учебный процесс ждёт лишь корректировки. Учитель не чиновник, поэтому заниматься бумаготворчеством людям этой профессии ни к чему. Эту инициативу Президента поддержали аплодисментами.
Вместе с тем, ещё многое в образовательной системе, как говорится, необходимо довести до ума. К примеру, сохранившаяся в Беларуси форма профтехобразования из года в год сталкивается с недоборами. С другой стороны, из-за устаревшей материальной базы выпускник ПТУ порой просто не готов работать на современном производстве.
Также Президент предложил пересмотреть и сроки обучения, добавить больше практических занятий. Это же касается и ВУЗов. От высшей школы государство ждёт не только опытных специалистов, но и достойную замену нынешним преподавателям. Однако защита диссертаций и присвоение учёных званий не должно стать модой. Тему, поднятую Президентом, продолжили участники форума. Ведь встреча проходила в атмосфере доверительного общения, где каждый мог задать вопрос Президенту Лукашенко. Пересмотреть работу временных научных коллективов – такая просьба поступила из Полоцкого университета. Учёные, выполняя заказ предприятия, не всегда могут получить достойный гонорар. А ведь на них ложится основная работа.
Много говорили о роли личности учителя, к сожалению, нередко педагог просто отбывает учебные часы. Ещё один вопрос, с которым Президент поручил разобраться, – дефицит кадров в дошкольных учреждениях. Особое место Лукашенко уделил развитию материальной базы – и детских садов, и школ, и ВУЗов. На эти цели государство по-прежнему будет выделять большие средства. А у некоторых учреждений образования даже появится возможность зарабатывать и тратить прибыль по своему усмотрению. Вместе с тем, Лукашенко отметил, что не допустит в стране введения 100 % платного образования, якобы чтобы поднять доход преподавателя. Вместо этого Президент предложил компромисс – когда зарплата учителя будет пропорционально расти в зависимости от его заслуг и профессиональных успехов.
Общение Президента с учителями длилось несколько часов. Одни задавали вопросы из зала, другие писали Президенту записки. Но Лукашенко ни одну просьбу не оставил без внимания. Несмотря на острые вопросы, которые обсуждались на форуме, расходились все в приподнятом настроении. Кажется, многие для себя даже получили ответ на вопросы, которые долгое время не давали покоя. Так что встреча и личное напутствие Лукашенко накануне 1 сентября учителям только прибавили сил. Ведь год предстоит долгий, сложный, впрочем, а когда он был для преподавателей простым?
Конструктивный разговор на равных в очередной раз продемонстрировал – и государство, и преподаватели заинтересованы сотрудничать и готовы сообща решать проблемы. Ведь в конечном счёте задача у всех одна – выучить и воспитать достойного человека и высококлассного специалиста.
Подписывайтесь на нас в Telegram