Уезжала принцессой, вернулась княгиней: дочь последнего владельца Мирского замка встречали сегодня в Минске.
Ирена Антуанетта Станислава простилась с Родиной 72 года назад.
В столичных переулках она интуристка. Урождённая княгиня Святополк-Мирская – подданная Германии. Да и по-русски не говорила последних лет сорок, как отца не стало. Семья князя Василия покинула Мир в тридцать девятом. Тогда казалось – навсегда.
Княгиня Ирена Святополк-Мирская: «Во Франции жила десять лет почти что, в Марокко четыре года, в Англии два... Я переезжала 38 раз. Родина – только здесь».
И сейчас Ирена шутит: фраза «багаж упакован» – повседневность. А приезд в уже независимую Беларусь – подарок к юбилею. Княгине скоро восемьдесят, хотя, кто поверит?. Сегодня променад в Театральный музей: посмотреть «Батлейку», вспомнить детство. Ту же зиму в радзивилловском Несвиже…
Княгиня Ирена Святополк-Мирская: «Было очень весело. У меня было двое друзей. Один – лакей Феликс, а другой – собака, выше меня. Ужасно влюбилась тогда. Мне было года четыре и я должна была учиться ездить на коньках. Этот Юра был такой красивый, высокий…»
Не забыла она и «дорогого» дядю Ники Набокова – будущего автора первого американского балета. До войны жили по соседству. Ирена в Мире, Николай в Любче. И уже в музее, заглянув в комнату оперной дивы Александровской, княгиня спросила: найдётся ли место для знаменитого родственника, кстати, кузена автора романа о «Лолите».
Оливия Фуртвэнглер, дочь Ирены Святополк-Мирской: «Я давно собираю «гены» нашей семьи. По крупицам. Сегодня писать биографию Святополк-Мирских нелегко. Многие уже покинули этот мир».
Зато в Мир вместе с потомками бывших владельцев возвращается музыка их родственника. Фортепианные пьесы Николая Набокова в замковых стенах прозвучат на первом Фестивале его памяти. А в память об отце своего внука княгиня Ирена назвала Василием. И его корни в Беларуси.
Подписывайтесь на нас в Telegram