Принцип на принцип

Иран, Мьянма, Судан, Зимбабве, Сирия, Северная Корея, Ливия, Россия и Беларусь – эти страны представляют угрозу для Соединенных Штатов Америки. По крайней мере, именно так объясняет торговые ограничения для этих государств федеральный закон Америки, срок
Принцип на принцип
Иран, Мьянма, Судан, Зимбабве, Сирия, Северная Корея, Ливия, Россия и Беларусь – эти страны представляют угрозу для Соединенных Штатов Америки. По крайней мере, именно так объясняет торговые ограничения для этих государств федеральный закон Америки, срок действия которого неделю назад продлил Барак Обама.
 
В экспертном сообществе этот список в очередной раз вызвал множество споров. Ведь в одном строю страны, которые Белый Дом критикует за ядерные программы, за вооружённые подавления оппозиции, откровенную резню с сотнями жертв или, как в белорусском случае, ‑ за разрушение демократических институтов. Многие критические высказывания по этому поводу, в том числе и из конгресса, посыпались и в адрес самого американского президента – мол, подписал продление закона, даже не прочитав его положений. Чуть раньше критика адресовалась и парламенту, когда американская палата представителей продлила действие «Акта о демократии в Беларуси». Вот цитата конгрессмена Рона Пола во время парламентских дебатов.
 
«Я выступаю против «Акта о демократии в Беларуси». Его название позабавило бы Джорджа Оруэлла, так как фактически это – законопроект о смене режима. Кто дал Конгрессу США моральное и юридическое право решать, какие политические партии и организации в Беларуси – или где бы то ни было ещё – поддерживать американскими деньгами, а какие дестабилизировать? Как вообще можно говорить, что борьба за смену режима в Беларуси ‑ это борьба за демократию?».
 
Как заявлял официальный представитель Белого Дома – санкции направлены против руководства страны, а не против её граждан. В данном случае речь идёт о заморозке финансовых активов, которые находятся под юрисдикцией Соединённых штатов. На практике это означает, что компании, которые попадают под действие санкций, не могут использовать для расчётов американские банки. В белорусском случае очередной целью стали предприятия «Белнефтехима» ‑ «Нафтан», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно» и «Белшина». В концерне заявляют – это прямой удар по экономике заводов, а значит, по благосостоянию его работников.
 
При этом существует и довольно странная позиция так называемого независимого профсоюза. К примеру, его лидер Сергей Антусевич наоборот положительно оценил введение санкций. По его мнению, эти меры приведут к ухудшению финансового положения предприятий и росту протестных настроений в коллективах, а значит, независимый профсоюз сможет выступить защитником интересов трудящихся. Похоже на очередной пиар-ход оппозиции. Из того же ряда и заявления оппозиционного политбеженеца Михалевича. Экс-кандидат в президенты сейчас пишет из Чехии.
 
«Беларусь находится на пороге гражданской войны. Её удастся избежать только в том случае, если ключевые оппозиционные политики заявят: « Мы готовы помиловать, мы выступаем за то, чтобы и Лукашенко, и те люди, которые сегодня у власти, остались на свободе, чтобы обеспечить мирную передачу власти».
 
Экономические санкции в своих интересах использовали и родственники девяти уже помилованных, осуждённых за погромы Дома правительства, которые обратились к мировой общественности – с призывом о тех же санкциях – как рычаге давления на власть, чтобы освободить остальных погромщиков. Подливает масла в огонь и российский журналист Павел Шеремет, вновь призывающий «господ-кредиторов даже не смотреть в сторону Лукашенко, пока все политзэки не окажутся на свободе».
 
В межгосударственном споре Вашингтона и Минска не ограничились простыми заявлениями и белорусские дипломаты, которые ответили на санкции принципом взаимности. Он распространён в международной дипломатической практике.
 
Совместное заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон и главы МИД Беларуси Сергея Мартынова, в котором оба политика подтвердили приверженность ядерной безопасности и ядерному нераспространению, прозвучало в прошлом году на саммите ОБСЕ в Астане. Официальный Минск тогда согласился ликвидировать все советские запасы высокообогащённого урана при технической и финансовой поддержке США. К этому моменту 10 % топлива от всех запасов уже была вывезена в Россию. И вот сейчас эти работы приостановлены.
 
Меры белорусской стороны в экспертном сообществе называют адекватными. А вот дальнейшие действия Соединённых Штатов прогнозировать пока не берутся. По крайней мере, до первых заявлений из-за океана.

Подписывайтесь на нас в Telegram