Сегодня Катар называют «жемчужиной Персидского залива». У этой метафоры, безусловно, есть исторические корни – ещё полвека назад здесь действительно добывали жемчуг. Но теперь это в прошлом. Сегодня, прежде всего, имеют в виду блеск и роскошь, которые приобрёл Катар в последнее время. Все это видно, что называется, невооружённым глазом. Подтверждают это и цифры – ну какая ещё страна может похвастаться ежегодным ростом ВВП на 20, а то и на 30 %.
Не секрет, что своему теперешнему благополучию страна обязана газу – по его запасам крохотная персидская монархия занимает 3 место в мире, уступая лишь Ирану и России. Впрочем, «голубое топливо», как и «чёрное золото» (его здесь также немало), – это, скорее, средство развития эмирата. Приоритеты же – образование, наука, инновации. Для катарцев медицина и получение знаний, в том числе и за рубежом, ‑ бесплатны. В Дохе прописались филиалы ведущих европейский и американских ВУЗов, здесь же разместились исследовательские центры мировых корпораций, среди которых «Майкрософт», «Шелл», «Роллс-Ройс». А катарский телеканал «Аль-Джазира» по профессионализму и влиянию сравнивают с CNN и ВВС. Колоссальные средства (активы только государственного инвестиционного фонда оцениваются в 60 миллиардов долларов) – Катар инвестирует по всему миру в недвижимость, энергетику, добычу полезных ископаемых. К тому же Катар – заметный игрок на политической арене, а эмир страны – шейх Хамад бен Халифа аль-Тани – авторитетный политик не только в регионе Персидского залива, но и в мире. К примеру, Катар входит в так называемую контактную группу по Ливии.
Ключевой темой официального визита Президента Беларуси в Катар стало инвестиционное сотрудничество. Добрые отношения между лидерами стран, а в арабском мире этому уделяется большое внимание, – важный гарант для развития партнёрства. Александр Лукашенко и шейх Хамад бен Халифа аль-Тани знакомы уже 10 лет: с 2001 года, когда Президент Беларуси впервые посетил Доху.
То, что главы государств расположены друг к другу, отметили и белорусские журналисты, и местная пресса, особенность катарских газет – акцент сделан на фотографиях. Важная деталь – во второй день визита эмир Катара лично приехал к Президенту Беларуси в отель, чтобы продолжить переговоры, что, по наблюдению опять-таки местных журналистов, бывает крайне редко. В итоге – «перспективы у наших стран огромны». Такую оценку будущего сотрудничества дал Александр Лукашенко по завершении встречи.
К слову, авторство самого масштабного совместного проекта (его стоимость приближается к 2 миллиардам долларов) определить сложно, ведь выгода от него лежит на поверхности, точнее – в недрах. Речь о строительстве в Дохе крупного комбината по выпуску сложных удобрений, где калийные, азотные и фосфорные составляющие будут, что называется, в одном пакете. Ответ на вопрос «Откуда калий» очевиден, а вот другими составляющим может обеспечить эмират. Сейчас это отходы переработки углеводородов, которые пустят в дело. В итоге для Катара двойная выгода – и финансовая, и с точки зрения экологии.
Завод в Дохе будет работать на ёмкие рынки Китая, Индии, Восточной Азии. Если дело пойдёт, то такое же предприятие будет построено и в Беларуси, но уже для потребностей Европы и стран СНГ. Этот самый крупный проект наиболее близок к реализации. Стороны раскрыли даже схему финансирования проекта. Готово и технико-экономическое обоснование.
К слову, к калию у инвесторов Залива особый интерес. Обсуждалась возможность продажи части акций «Беларуськалия», а также приобретение Катаром прав доступа к белорусским ресурсам.
Впрочем, белорусско-катарские переговоры не ограничивались одними ресурсами. Как многообещающий оценивается и проект ORIX. Другое пилотное название ‑ «Катарский остров» в Беларуси. Структура задумывается как мощный финансовый центр, где разместятся ближневосточные банки, деловые, культурные и производственные объекты. Кстати, подданные эмира уже побывали под Брестом – это одна из возможных площадок для проекта.
Кроме того, бизнесменов Ближнего Востока интересует в Беларуси развитие логистики и строительство. Дело решённое – возведение в Минске по проспекту Победителей к 2014 году многофункционального комплекса с гостиницей, спортивным центром. В целом же, особенность арабских инвестиций – это то, что они не стремятся за быстрыми деньгами, в основе которых конъюнктура и спекуляции. Как отмечают эксперты, бизнесмены Залива предпочитают надёжные, серьёзные и долгосрочные проекты.
Ещё десятилетие назад Арабский регион воспринимался как хоть и крупный, но всё же сателлит США. Сегодня ситуация другая. Численность населения, богатство, а значит, и влияние Ближнего Востока растёт с каждым годом. Вот почему такому сотрудничеству уделяется ключевое внимание. Подтверждает это и хронология визитов Президента Беларуси в страны Персидского залива.
Сейчас аспекты белорусско-катарских проектов обсуждают эксперты. Так, в ближайшее время в Минске ожидают делегацию деловых кругов Катара. А в начале следующего года в Беларусь с ответным визитом прибудет и шейх Хамад бен Халифа аль-Тани. Тогда же, вероятно, и будут подписаны совместные контракты. К слову, для эмира и всех его подданных Беларусь отменила визы. Наша же страна также пользуется максимально возможным режимом благоприятствования. Граждане Беларуси ‑ единственные в СНГ и, более того, в Восточной Европе, кто может получить катарскую визу прямо в аэропорту.
Подписывайтесь на нас в Telegram