Ровно 100 лет назад Янка Купала отправился на деревню, и небольшой хутор под Минском стал для белорусского поэта, как Михайловское для русского Пушкина. 12 августа в знаменитом музее-усадьбе собрались хранители наследия двух классиков.
«Я магу з вёскі ўсё дастаць» – из письма Купалы критику Эпимаху-Шипеле в революционный Петроград. Обратный адрес: Окопы, что под Минском. Молодой поэт попал сюда ещё студентом. В 1911 году. К маме в гости (хутор только арендовали) – привела охота на лис в окрестных лесах.
Сегодня о «поэтических» Окопах напоминают лишь фундаменты. Из рукописных источников известно: господский дом выходил окнами на Запад. Была ещё и веранда, на которой Купала любил чаёвничать. И здесь же у Купалы вышло «лучшее». Первое лето в Окопах – 50 стихов, родной речью. Писал – сидя на камне. Сегодня – это артефакт. А для учёных – место сравнения. Энергетика вокруг – словно в Пушкинских горах под Псковом.
Владимир Полянский, заместитель директора Государственного музея Александра Пушкина (Москва): «Разные периоды в творчестве были и Пушкина, и Купалы. Я не могу сказать, что он стремился в Михайловское. В Михайловское его сослали. Очень не хотел уезжать из Санкт-Петербурга. Пришлось писать стихи. Я шучу, но тем не менее».
А наш Купала в Окопах попробует и пьесы. Дебют – комический. «Павлинка» – почти автобиография: прототипы – соседи, главная героиня – первая любовь. Правда, неразделённая Ядвигой Овлачинской.
Елена Матевосян, директор Литературного музея Янки Купалы: «Уявіце: 1911 год, Купала – гэта малады мужчына, прыгожы, імпазантны… І, канешне, нейкія пачуцці там былі. Мы можам меркаваць па цеплаце, з якой выведзены гэты вобраз Паўлінкі ў камедыі».
Давали премьеру в Вильно. В этом городе напечатано большинство из дореволюционного «окоповского» периода поэта. Допустим, драма «Раскіданае гняздо». И здесь уже два классика – Купала и Колас – гуляли по парку усадьбы Григоря Пушкина, сына Александра.
Татьяна Михнёва, директор Литературного музея Александра Пушкина (Вильнюс): «Они дышали «пушкинским воздухом», так скажем. Места, которые связаны и с Купалой, и с изданием газет «Наша Ніва», «Наша Доля» – они обозначены в Вильнюсе. Мы можем и сегодня найти эти здания».
Подобно купаловским «Окопам». Возрождённая из пепла, как и пушкинское Михайловское, усадьба сегодня – туристическая жемчужина «белорусской Швейцарии» – Логойского района.
Подписывайтесь на нас в Telegram