Следствие и причины

Во вторник, на специальном совещании у Президента принято решение о создании Единого следственного комитета. Такая идея назрела уже давно, ведь сейчас органы следствия существуют и в прокуратуре, и в милиции, и в госконтроле, и в КГБ. И все они наделены п
Следствие и причины
Во вторник, на специальном совещании у Президента принято решение о создании Единого следственного комитета. Такая идея назрела уже давно, ведь сейчас органы следствия существуют и в прокуратуре, и в милиции, и в госконтроле, и в КГБ. И все они наделены правом возбуждения уголовных дел и прочими процессуальными полномочиями. Вполне понятно, что в таких условиях следствие, порой, давало осечки. Из-за халатности следователей могли пострадать невинные люди. А те, кто действительно должен был ответить по закону, оставался на свободе. По мнению специалистов, создание единого механизма значительно улучшит качество расследований. И это ‑ своеобразный прорыв в белорусской юриспруденции и очередной шаг в укреплении правового государства.
 
Попытки объединить следственные аппараты, которые отдельно существуют в милиции, прокуратуре, госконтроле и КГБ в единый независимый следственный аппарат в Беларуси уже были – был эксперимент в советское время, был в новейшей истории: следственный комитет при МВД, который создали в 1999 году, проработал почти пять лет. Но силовики так и не смогли наладить эффективный механизм взаимодействия следователей с оперативными службами. Повлияла так называемая борьба за внутриведомственные показатели. Здесь всё просто – к примеру, в райотделе милиции и у сыщика, и у следователя общий начальник – и если оперативник задержал подозреваемого, то зачастую у следователя просто нет другого выхода, как возбуждать уголовное дело, а значит, доводить его до суда, ведь в обратном случае испортится статистика всего отделения. Начальник по голове не погладит. Не удивительно, что работа следствия часто сводилась не к объективному расследованию, а к подгонке фактов. Только в этом году из-за отсутствия состава преступления суды оправдали более 150 человек.
 
Довольно много претензий к следствию накопилось и у Президента, ведь из-за следственных упущений страдают ни в чём не повинные люди. И наоборот, виновные остаются на свободе. Последней каплей здесь, судя по всему, стали события в минском метро. Когда выяснилось, что теракт можно было предотвратить.
 
Конечно, главный аргумент в создании единого следственного механизма ‑ это улучшение качества следствия. Основные аргументы – против разрушения сложившейся системы. Но именно здесь Президент делает акцент: цель реформы ‑ не столько изменение системы, сколько путь повышения её эффективности.
 
Надо сказать, что по итогам совещания экспертное сообщество выразило практически единую позицию: решение Президента – прорыв в белорусской юриспруденции и очередной шаг на пути совершенствования правового общества.
 
Практический опыт создания и работы подобных следственных структур есть за рубежом ‑ в Европе или, например, у нашей ближайшей соседки – России. Там, конечно, не всё гладко – в последнее время даже дошло до настоящего противостояния следственного комитета и прокуратуры. Потому Александр Лукашенко призвал белорусских юристов учиться на чужих ошибках.
 
Итак, единый следственный комитет должен появиться в начале будущего года. Как он будет официально называться, кто его возглавит, какова будет его численность и структура ‑ это станет известно в ближайшее время. Работа в этом направлении началась. Контролировать этот процесс Президент поручил Госсекретарю Совета Безопасности и главе Комитета Госконтроля.

Подписывайтесь на нас в Telegram