Учёные предполагают – в ближайшие 20 лет население Земли увеличится вдвое. О том, как прокормить людей приходится думать уже сейчас. Что стоит за буквами «ГМО» и насколько это безопасно?
Сторонники генной инженерии утверждают – это один из методов селекции. В 25 странах производство таких продуктов – норма. Беларусь не спешит и ГМО-продовольствие не выращивает. Но в следующем году в Минске появится полигон для трансгенных растений. Пока – для научных целей.
Валентина Лемеш, заместитель директора по научной работе Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси: «Мы не можем говорить: это растение опасное или безопасное. Для того, чтобы это сказать, их нужно испытать».
На полигоне посадят картофель, рапс и лён. Три года специалисты будут следить за растениями, а потом вынесут вердикт: стоит ли производить трансгенные растения. Тем временем, за рубежом торговля к ним лояльна. Например, в США даже не обязательно указывать: где «природные» продукты, а где «научные».
Сергей Дромашко, руководитель Национального координационного центра по биобезопасности Национальной академии наук Беларуси: «Это не совсем честный подход к потребителю. Ему важно знать – есть или нет ГМО. У нас принята беспороговая концепция. То есть, если при тестировании обнаружено ГМО, даже 0,15 %, – такая продукция подлежит маркировке. Красными буквами – «СОДЕРЖИТ ГМО».
Это обязательная маркировка, а вот зелёный знак «Не содержит ГМО» производитель наносит по желанию. И это скорее маркетинговый ход. На сайте Министерства торговли есть «чёрный» список – реестр тех, кто забыл или не захотел указать, что продукция генно-модифицированная. Оказаться здесь – удар по репутации. Любая продукция, в составе которой кукуруза или соя, в Беларуси проверяется на наличие генно-модифицированных ингредиентов. Например, вот эти чипсы. Их произвели в России. Сейчас мы их проверим в лаборатории Института генетики и цитологии. Исследование проходит в течение суток. Специалисты выделяют ДНК, потом анализируют и выносят заключение.
Учёные уверены: в генной инженерии нет ничего плохого. Модифицированные растения дают больший урожай и устойчивы к вредителям и болезням. Например, 90 % сои в мире содержит ГМО. Выращивать её по традиционным технологиям – значит внести большое количество пестицидов, а это куда вреднее.
Сергей Нефёдов, начальник управления метрологии государственного комитета по стандартизации Беларуси: «ГМО не является вредным. Это не запрещённый продукт. Просто информация потребителю, чтобы он знал, что есть ГМО».
Противники же генетических технологий заявляют: неизвестно, чем аукнутся генно-модифицированные продукты через 10 – 20 лет, но уже сейчас мировой рынок огромен. В финансовом выражении – около ста миллиардов долларов в год, а посевы под генномодифицированные растения за последние 15 лет увеличились в 80 раз.
Подписывайтесь на нас в Telegram