Вагончик тронется…

Как известно, для того, чтобы зарабатывать, сначала нужно что-то вложить. Таковы законы рынка. И очень часто новые производства напрямую зависят от ответственности инвестора. Именно об этом в пятницу на специальном совещании говорил Президент Лукашенко по
Вагончик тронется…
Как известно, для того, чтобы зарабатывать, сначала нужно что-то вложить. Таковы законы рынка. И очень часто новые производства напрямую зависят от ответственности инвестора. Именно об этом в пятницу на специальном совещании говорил Президент Лукашенко после посещения Осиповичского вагоностроительного завода.
 
На рельсах, проложенных через территорию завода, небольшой железнодорожный состав – грузовые платформы, танк-контейнеры, вагоны-хопперы для сыпучих грузов. Выставка продукции. Всё это сделано в Беларуси – в Могилёве и Осиповичах на местных вагоностроительных заводах. Правда, некоторые экземпляры ещё только проходят обкатку и сертификацию. Могилёвский завод работает в полную силу, подводит именно осиповичский. Инвестпроект, который здесь затеяли вместе с россиянами, пока пробуксовывает.
 
Сейчас здесь активно идут строительные работы. Стальной каркас постепенно приобретает очертания современного производственного цеха. Только вот согласно договорённостям в это время здесь должны были не строить, а уже производить продукцию. Сроки ввода этого предприятия переносились три раза.
 
Как выяснится чуть позже, речь могла бы идти ещё об одной отсрочке, на площадке сегодня в два раза меньше рабочих, чем нужно. Но Глава государства после небольшого знакомства с делами, по сути, предъявил ультиматум – или заканчиваете в срок, или работать будут другие.
 
Такой достаточно жёсткий подход Президента вполне понятен: вагоностроительное дело в Беларуси  – одно из стратегических направлений в промышленности. Во-первых, у растущего транзитного потенциала страны растут и потребности. Белорусская железная дорога стремительно наращивает объёмы перевозок. Нужны вагоны. Тысячи вагонов. И покупать их на своих заводах можно будет за белорусские рубли. Во-вторых, продажи за границу. На просторах СНГ у белорусов, как только они освоят собственное производство тележки, это колёсная база вагона, практически не останется конкурентов.
 
В общем, вагоностроение в таком виде полностью вписывается в инновационную стратегию развития белорусской экономики. Не удивительно, что такие важные проекты Президент курирует лично и достаточно жёстко реагирует, когда планы идут, что называется, под откос. Как здесь. Российский инвестор, компания «Гранд экспресс», основную ставку делал на беспроцентный кредит, который привлечь так и не удалось. После затяжных переговоров Евразийский банк развития, а именно с ним работают россияне, деньги выделил, но под ставку в 11,5 %. И то под гарантии белорусского правительства.
 
А без денег –  вовремя не разработаны проекты, не созданы обещанные рабочие места, совсем не теми темпами идут строительные работы и, как следствие, на этом этапе рентабельность завода -50 %. Но претензии Президента по большому счёту касались даже не этого проекта. В конце концов, во всём разобрались, финансирование пошло и работа закипела. Речь о попытках инвестора зайти на белорусский рынок с так называемого чёрного входа. И, видимо, настораживает тенденция. Ещё свежи воспоминания о конфликте с российской «Балтикой», когда пивоваренный гигант из-за подковёрных договоров лишился возможности приобрести белорусскую «Крыницу». Много претензий было и к российскому «Юнимилку», который, обещая развивать молочные хозяйства приобретённых в Пружанах и Шклове молокозаводов, по сути, свёл бизнес к вывозу из Беларуси сырого молока. Причем, всё это взамен экономических преференций и личных гарантий Президента. Потому, разговаривая с руководством «Гранд экспресса», Александр Лукашенко, по сути, обращался ко всем представителям иностранного капитала, уже работающего в Беларуси, так и к тем, кто собирается инвестировать в нашу страну – уговор дороже денег.
 
На этом совещании всё закончилось мирно, инвестор ошибки признал, претензии принял и даже выразил желание развивать бизнес в Беларуси дальше – от производства подшипников до оказания транспортно-логистических услуг. А строительство завода обязательно закончить в срок до первого января. Если успеют, строгий тон совещания Президент пообещал считать небольшим недоразумением.
 

Подробности – в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram