Сейчас все финансисты замерли в напряжении, пытаясь дать ответ на вопрос – быть или не быть техническому дефолту в США 2 августа. Ведь американский доллар всё же мировая резервная валюта, то есть большинство Центробанков завязаны именно на ней.
Дефолт отменяется
Сейчас все финансисты замерли в напряжении, пытаясь дать ответ на вопрос – быть или не быть техническому дефолту в США 2 августа. Ведь американский доллар всё же мировая резервная валюта, то есть большинство Центробанков завязаны именно на ней.
 
Итак, суть конфликтного вопроса: ранее палата представителей Конгресса утвердила план предотвращения технического дефолта. Администрация президента страны Барака Обамы предлагает повысить потолок заимствования, а также увеличить бюджетные доходы за счёт отмены налоговых льгот для состоятельных граждан. Республиканцы поддерживают временное увеличение долгового лимита, но настаивают: богатых облагать налогами нельзя. И требуют сократить госрасходы на социальные программы, например, на здравоохранение. Но договориться между собой республиканцы и демократы не могут никак. Окончательное решение может быть принято с минуты на минуту – в полдень по местному времени, в 19.00 по Минску – в Вашингтоне началось очередное заседание Конгресса. А в 20.00 по минскому времени началось голосование.
 
На эти цифры лоточник Рауф до недавних пор внимания не обращал. Думал – испорченные часы, бегут, как попало. И только последнюю неделю, когда знакомый хронометр стал мелькать по всем новостям в паре с непонятным словом «дефолт», понял, что время и в самом деле – деньги.
 
Рауф Хакум, продавец фастфуда: «Все говорят про дефолт. И я говорю. Но что это такое – не понимаю. Пять лет здесь работаю, у меня лично никакого дефолта никогда не было».
 
Часам с государственным долгом США в Нью-Йорке отведён красный угол – самый центр Манхеттена. Ещё в мае эти цифры докрутились до максимума: госдолг Соединённых Штатов достиг предельного уровня – 14.3 триллионов долларов. Дефицит федерального бюджета превысил 1.5 триллионов долларов.
 
В прежние годы Конгресс многократно санкционировал повышение этого потолка практически без возражений. На этот раз всё пошло по другому сценарию. Под названием – «финансовый апокалипсис».
 
Политический театр в Вашингтоне – драма похлеще шекспировской. Разрубить гордиев узел госдолга удалось буквально в последний момент. Попытки американского президента повернуть Сенат и Конгресс навстречу друг другу оказались не напрасны. В поисках компромисса Барак Обама провёл несколько бессонных ночей.
 
Барак Обама, Президент США: «Проблем, которые мы не можем прогнозировать или избежать, масса: ураганы, землетрясения, террористические атаки. Но задача, стоящая перед нами, – совсем другое дело. Сила, которая поможет избежать этого кризиса, только в наших руках».
 
Уступки друг другу дались нелегко. Подконтрольный демократам Сенат во всех бедах винил республиканцев. Партия слонов, по их мнению, готова на всё, даже на дефолт, лишь бы рассорить страну с президентом и не допустить его переизбрания на второй срок. В ответ законодатели-республиканцы обвинили Обаму в неспособности руководить. Но сделать шаги навстречу всё же пришлось. Тем более, что в планах обеих партий оказалось довольно много общих позиций. Особенно по поводу сокращений. Только сферы урезания у каждой партии разные. Демократы настаивали на увеличении налогов для американцев с высоким уровнем дохода и снижении расходов на «оборонку».
 
Гарри Рид, лидер демократического большинства в Сенате: «Краткосрочное повышение госдолга, на котором настаивают республиканцы, несёт такой же риск, как и технический дефолт. Демократы не могут рисковать и ставить под угрозу будущее страны».
 
Республиканцы с налоговыми льготами расставаться не хотели ни в какую и свой вариант спасения видели лишь в одном – сокращении государственных расходов на социальные программы. И в первую очередь – страховую медицину – главный козырь Обамы в его предвыборной кампании.
 
Хип Джон Кайл, сенатор-республиканец: «Вашингтон занимает слишком много – 40 центов на каждый потраченный доллар. Значит, расходы необходимо сократить на 40 %. И как можно скорее».
 
О возможном дефолте первым заговорил Барак Обама: ещё месяц назад американский президент объявил о том, что в августе пенсии будет платить нечем. Дутый доллар по пенсионерам бьёт больнее всего. Благотворительные организации и так крутятся, как могут.
 
Джон Нелсон, менеджер благотворительной кампании: «Люди уже знают, когда мы приезжаем и привозим бесплатное молоко. Подходят к этому времени. Никаких документов не нужно. Просто спрашиваем, сколько человек в семье, есть ли дети».
 
Если бы республиканцам и демократам не удалось договориться по вопросу об изменении допустимого лимита заимствования, уже 3 августа 25 млн американцев не дождались бы пенсионных поступлений. А тысячи военных остались без зарплаты. Но аналитики считают, что нынешняя стабильность – весьма условна. Только печатный станок позволяет платить по счетам.
 
Джозеф Салерно, профессор экономики: «Мы печатаем деньги, придумываем искусственную процентную ставку. Но экономика должна базироваться на реальных ресурсах, которые мы имеем и которые являются движущей силой свободного рынка. Иначе – коллапс».
 
Для демократов сокращение социальных пособий и пенсий – крайне непопулярная мера. В случае дефолта рейтинг американского президента после операции по ликвидации Усамы Бин Ладана, вернувшийся к 65 %, рухнул бы со страшной силой.
 
Рафаэль Гомез, сапожник: «У меня отложены кое-какие сбережения. Да. Сколько-то на них без пенсии можно прожить. Но неужели эти крошечные деньги что-то решат там, наверху?»
 

«Чёрный» вторник отменён, но напряжение от возможного дефолта почувствовал весь мир. Хаос на фондовых рынках, девальвация доллара, рост цен на нефть и на ценные металлы – и это не всё. Нестабильность, по мнению экспертов, рано или поздно приведёт к тому, что на карте мировых экономических лидеров произойдёт смена полюсов. Позиции США и стран ЕС начнут занимать развивающиеся страны. Тем более, что политические разборки в Вашингтоне не закончены: на горизонте – новые выборы.

Подписывайтесь на нас в Telegram