Развитие вагоностроения является важным направлением для экономики страны

Развитие вагоностроения является важным направлением для экономики страны
Об этом заявил Александр Лукашенко во время рабочей поездки по Могилёвской области. Президент посетил Осиповичский вагоностроительный завод.
 
Посещение Президентом совместного белорусско-российского предприятия «Осиповичский вагоностроительный завод» не случайно. Предприятие хоть и частное, но здесь выпускают важную для государства продукцию – вагоны и танк-контейнеры. Правда, за три с половиной года – столько существует предприятие – многое из того, что было задумано, осталось на бумаге. Как этот производственный комплекс. Где пока работ не выполнено и наполовину. Почему затягивают сроки – это стало главным вопросом рабочей поездки Президента по Могилёвской области.
 
Вагоностроение для Беларуси как транзитного государства – очень важное направление в промышленности. Современное производство грузовых и специальных вагонов должно решить сразу несколько задач. Ведь предприятие должно работать и с прицелом на экспорт, и обеспечивать собственный рынок. Например, белорусскую железную дорогу, доход которой формируют, в основном, грузоперевозки. Ведь подвижной состав необходимо менять.
 
Первый этап в реализации проекта уже пройден. В Могилёве в 2005 году по поручению Президента создан и работает завод по производству вагонов, в том числе полувагонов и хопперов для перевозки сыпучих грузов. Ещё несколько видов ‑ для перевозки цемента, зерна и леса ‑ проходят сертификационные испытания в России. После чего предприятие запустит их в серийное производство. Правда, часть комплектующих и материал ещё закупают за рубежом, а это дополнительные расходы.
 
Александр Лукашенко: «В течение 1,5-2 лет этот завод должен производить весь спектр комплектующих для производства того класса вагонов, которые мы будем производить в Могилёве».
 
Ещё один мощный центр отечественного вагоностроения ‑ завод в Осиповичах, созданный на базе ремонтного депо и тоже по поручению Президента. Учредители предприятия – российская компания «Гранд экспресс» с долей 74 %, остальные 26 % акций принадлежат Белорусской железной дороге. Здесь не только ремонтируют, но и выпускают танк-контейнеры, цистерны.
 
В отличие от могилёвского завода, в Осиповичах совсем другая технология производства вагонов – европейская, так что продукция в состоянии конкурировать на зарубежных рынках. Президенту показали цех, где собираются вагоны и новый тип ходовой части.
 
Серийно производить вагоны нового типа будут на этой пока ещё строящейся площадке. Но судя по темпам строительства о запуске второй очереди в срок – говорить не приходится.
 
Проект оценивается более чем в 130 миллионов долларов, 80 уже освоено. На этой неделе пришёл и первый кредитный транш из Евразийского банка развития. Он, конечно, прибавил скорости рабочим, но это всё равно не те темпы, которые обещали Президенту. Почему важное для страны производство превратилось в долгострой и кто в этом виноват – Президент разбирался уже детально на специальном совещании в Осиповичах. Лукашенко раскритиковал не только акционеров предприятия, но и правительство, которое, по его словам, заняло стороннюю позицию, пустив всё на самотёк.
 
По словам премьер-министра, в основе всего лежат проблемы с финансированием. Руководство «Гранд экспресса» основную ставку делало на беспроцентный кредит, который привлечь так и не получилось. После затяжных переговоров Евразийский банк развития, а именно с ним работают россияне, деньги выделил, но под коммерческую ставку в 11 с половиной процентов. И то под гарантии белорусского правительства.
 
В итоге: вовремя не разработаны проекты, не созданы обещанные рабочие места, совсем не теми темпами идут строительные работы и, как следствие, на этом этапе завод пока в убытке.
 
Чтобы исправить ситуацию, правительство предлагает взять проект под более пристальный государственный контроль – начиная от ревизии закупок и более внушительного присутствия в наблюдательном совете до пересмотра условий инвестпроекта.
 
Представители «Гранд экспресса» претензии в свой адрес приняли. Более того, выразили желание развивать и диверсифицировать бизнес в Беларуси – это и производство подшипников, и оказание транспортно-логистических услуг. Некоторые проекты уже на стадии реализации, и здесь уже критика прозвучала в адрес белорусских чиновников. К примеру, чтобы просто согласовать один из проектов, бизнесменам понадобилось несколько месяцев.
 
Если есть договор, его нужно исполнять – это принципиальная позиция Президента. Тезисы сегодняшнего разговора Глава государства, конечно, адресовал многим представителям иностранного бизнеса. В случае с «Гранд экспрессом» все коллизии Александр Лукашенко предложил считать недоразумением, конечно, если, как и условились, в конце года инвестор выполнит свои обещания.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram