На данный момент статистика свидетельствует: ВВП подросло, а инфляция снизила темпы. И в этом заслуга эффективно работающих предприятий, которые ещё 20 лет назад, на заре белорусской независимости, получили государственную поддержку и выстояли.
Почти тысяча работников – это меньше, чем в советские времена, но достаточно, чтобы быть загруженными работой. Ведь берутся за самые нестандартные заявки. Комплектующие для современного мусороперерабатывающего завода, крыши для спорткомплексов, бункеры для песка. В этом году продукция «Брестмаша» станет гвоздём Дожинок в Молодечно – туда отправили металлоконструкции для крыши особой формы.
Александр Чижик, председатель наблюдательного совета предприятия «Брестмаш»: «Когда мы перешли под ведение республики, стало возможным оставить у себя только ликвидные заказы и наметить новые направления. Например, многовекторность. Если будет потеря на одном из направлений, можно будет это сбалансировать».
Могилёвский «Моготекс» – комбинат шёлковых тканей союзного значения. Главный технолог вспоминает, как после развала СССР из-за потери рынков иногда месяцами не было работы.
Василий Горбунов, главный технолог ткацкой фабрики предприятия «Моготекс»: «Была полная неопределённость, зарплата упала, рынков сбыта не было. Объёмы производства неизвестны. Постепенно искали ниши, работал маркетинг. Наше предприятие работает сегодня с полной нагрузкой».
Сегодня на «Моготексе» завершается первый этап масштабной модернизации ценой в 54 млрд рублей, на старте ещё один инвестпроект. Помимо выпуска бытового текстиля, «Моготекс» одевает белорусских силовиков, практически все российские пограничники и спасатели также работают в форме из могилёвских тканей.
Виктор Матиевич, генеральный директор предприятия «Моготекс»: «Я думаю, предприятие может работать под крылом государства, если государство доверяет его менеджменту. «Моготексу» повезло: у нас сильные маркетологи и сильная технологическая служба. Мы понимаем, что происходит на рынке. А государство оказывает поддержку в виде льготного кредитования».
В ряду промышленных гигантов столицы «Белкоммунмаш» в числе флагманов. Времена разрухи, простоя и вынужденных отпусков коллектив уже и не помнит. На смену ручному труду пришли компьютеры.
Нынешнему устойчивому финансовому положению предприятия сотрудники обязаны решению, которое руководство завода приняло в середине девяностых. До того времени «Белкоммунмаш» был ремонтным предприятием, где очень хорошо чинили троллейбусы и трамваи со всего СССР.
Но в один момент на заводе подумали, что раз мы лучше всех в Советском союзе умеем ремонтировать электротехнику, то почему бы нам не попробовать её делать. Попробовали. Уже по результатам 2008 года «Белкоммунмаш» стал самым крупным в мире производителем троллейбусов.
Возрождённый белорусский бренд сегодня хорошо зарекомендовал себя и в СНГ, и за океаном. Менеджмент предприятия пошёл ещё дальше – сегодня в портфеле предложений не просто машина, а комплексное решение проблем транспортной системы города. С такими подходами активы предприятия только выросли в цене. К акциям предприятия серьёзно присматриваются крупные инвесторы.
Государство может быть эффективным сособственником, в этом убеждены в правительстве. Рыночные принципы и социальная ответственность – путь развития современной белорусской экономики.
Ну, а сегодня в министерстве экономики заявили об окончании последних процедур по созданию «Национального агентства инвестиций и приватизации». Утверждён устав, назначен директор. Агентство должно стать чем-то вроде «одного окна» для инвесторов и начнёт реальную работу по осуществлению приватизационных сделок.
Подписывайтесь на нас в Telegram