У новой Национальной библиотеки – первый юбилей

Необычное здание появилось пять лет назад на востоке столицы. Сегодня это хранилище не только бесценных фолиантов, но и документов Архивного фонда страны.
У новой Национальной библиотеки – первый юбилей
Необычное здание появилось пять лет назад на востоке столицы. Сегодня это хранилище не только бесценных фолиантов, но и документов Архивного фонда страны.
 
Для учёных – ромбокуботэтраэдр, для обывателей – чупа-чупс. Несомненно «дерзкое» здание сегодня в двух списках: самое необычное в мире и самое уродливое. Проблемы нет: во-первых – международные эксперты не прошли мимо, во-вторых – «чёрной кляксой» Эйфелеву башню называл сам Дюма-сын, а сейчас «железная дама» – символ Франции.
 
Елена Добродомова, заместитель директора Национальной библиотеки Беларуси: «Мы обслуживали 90 тысяч пользователей. После переезда в новое здание, за пять лет количество читателей увеличилось до 170 тысяч. Много жителей Китая, Российской Федерации, Украины, Израиля, Канады».
 
А ещё полиглоты Германии, Ирака, Туркменистана. Свыше 10 тысяч читателей ежедневно бывают на портале «алмаза» во Всемирной сети. Для людей с панорамным мышлением – открытая площадка.
 
Наталья Руцкая, заведующая отделом эксплуатации здания Национальной библиотеки Беларуси: «До 2011 года осадка здания – пять сантиметров. Это в пределах допустимого».
 
То есть 10 сантиметров. Под ногами – 140 тысяч тонн. Вдвое больше веса другой «барышни» – Останкинской башни. Правда, 20 тысяч нашей массы – это книги. По объёму литературы на русском белорусская Национальная сегодня уступает лишь Российской.
 
Комната-сейф библиотеки. Попасть сюда достаточно сложно. Необходимо специальное разрешение. Съёмочная группа ОНТ – первая в этом хранилище. А в картонных коробках – мировое рукописное наследие, а также – печатное. Полки – дом инкунабул, палеотипов. То есть первенцев европейских типографий. Старт – с заката 15 века. Допустим, одной бумаги могла касаться рука Мартина Лютера, другую – держал Франциск Скорина. Жемчужина коллекции – немецкая «Книга хроник» 1493 года.
 
Галина Киреева, заведующая отделом книговедения Национальной библиотеки Беларуси: «Считается, что одна из гравюр для этой книги когда-то была сделана именно рукой Дюрера. Такая ученическая его работа. Тем не менее, для нас это очень важно. Потому что в Беларуси Дюрера – нет».
 

Зато есть около девяти миллионов книг на почти двухстах языках. При этом площадей «алмаза», уверяют архитекторы, хватит как минимум ещё на пять столетий. Да и строили – надёжно.

Подписывайтесь на нас в Telegram