Ни за валюту, ни за рубли им так и не удалось купить четырёхколёсного друга. И не то чтобы хотели они эксклюзивное заморское авто. Нет. Предел мечтаний шумилинских крестьян, как это ни странно, – трактор.
Получи, деревня…
Ни за валюту, ни за рубли им так и не удалось купить четырёхколёсного друга. И не то чтобы хотели они эксклюзивное заморское авто. Нет. Предел мечтаний шумилинских крестьян, как это ни странно, – трактор.
 
Поле включает 6 гектаров. Для Аллы Осмоловской доход от подсобного хозяйства, как в программе возрождения села, уже почти выше зарплаты на ферме. Можно было бы и ещё взять земли, да нет у Осмоловских трактора, а без него работать в поле, что сизифов камень в гору катить. А старый агрегат, что называется, борозды не портит, но и глубоко не пашет.
 
МТЗ-82 – мечта Аллы Осмоловской. Он и посеет, и вспашет, и травы для бурёнок накосит. Вышедший почти год назад президентский указ о льготном кредитовании дал «зелёный свет» таким крестьянам, как семья Осмоловских. Но их число в стране стремительно сокращается – за год более чем на 20 тысяч хозяйств, а это в масштабах страны около 40 деревень. Кстати, по предварительной статистике, на личных подворьях за прошлый год произведена треть всей сельхозпродукции, а второго белорусского хлеба – картошки - выращено и того больше – около 90 %. Пока все доходы хозяйства от сданного молока составляют почти полторы тонны в месяц, да овощи в сезон. Но для деревни Андреево Шумилинского района и это много, ведь пять коров Осмоловских – это половина всего крупного рогатого скота в деревне.
 
Из 1 миллиона 70 тысяч личных хозяйств только 605 обратились в банк за кредитом. Остальным, то ли крестьянская смекалка подсказывает не брать в долг, то ли занятость не позволяет оформить все справки – на их подготовку Осмоловские потратили два месяца. Но долгожданное «одобрямс» от банка оказалось лишь половиной решения проблемы. Мало того, что пока собирали бумаги, трактор в четыре раза дорожал, и теперь к открытой кредитной линии семье придётся скрести по сусекам ещё 10 миллионов. Но МТЗ-82 – машина весьма дефицитная и востребованная, и её минский тракторный готов поставить только в следующем квартале и по ещё более высокой цене. Что делать, у промышленного гиганта интересы маленького хозяйства не учтены. Ведь это экспорт легко спланировать, да заказы Минсельхозпрода – они чуть ли не за год формируются. Вот и получается: из открытых по договорам с банком на 11 миллиардов 200 миллионов белорусских рублей кредитных линий, 2 миллиарда до сих пор не использованы. Так и ждут крестьянские хозяйства, стоят в очереди на тракторы.
 
Села Алла Осмоловская писать генеральному директору Минского тракторного завода челобитную. И про хозяйство своё написала, и про то, как ночами уснуть не могла – считала, смогут ли вернуть к сроку кредит. Двое детей в семье учатся, чтобы с дипломом вернуться в село, а старший сын на север России подался, чтобы на картофелекопалку и навесное оборудование для будущего трактора заработать. Через год хочет вернуться и работать на земле.
 
Но крестьянам многое объяснять не надо – в большинстве своём они люди понятливые и расчётливые. А ещё они уверены, что и их труд для страны важен. И потому такое отношение обижает.

Подробности – в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram