Trade-in в Беларуси
Как приехать в автосалон на старом авто, а уехать оттуда на новом? Оказывается, не так уж и сложно. Главное, чтобы ваши пожелания совпадали с условиями продавца.
 
Доселе белорусы обновляли автопарк самостоятельно. Сами продавали своего старого железного друга, сами ездили за рубеж за новым автомобилем. В лучшем случае – пользовались услугами автоперегонщиков. Теперь у наших граждан появился цивилизованый вариант сменить свой автомобиль. С 1 мая в Беларуси заработала система trade-in, когда в автосалонах можно приобрести новый автомобиль в обмен на подержанный. В европейских странах по этой схеме продают от 30 до 50 % новых машин.
 
В классическом варианте гражданин приезжает на своём авто в автосалон. Здесь автомобиль диагностируют, проверяют «его прошлое» и оценивают стоимость. Цена старого автомобиля идёт в зачёт нового, покупатель доплачивает остаток и уезжает на новой машине. Вся процедура проходит в течение дня.
 
Со стороны автосалонов такие предложения, конечно, не благотворительность и даже не эффектный маркетинговый ход. На этой схеме они зарабатывают дважды. Во-первых, увеличивают объёмы продаж новых машин. Во-вторых, получают дополнительный доход за счёт реализации подержанных. Ведь старые машины принимаются по цене на 15-20 % процентов ниже среднерыночной.
 
Эти 15-20 % являются платой за комфорт и «чистоту» сделки. Ведь в противном случае гражданину пришлось бы самому доводить автомобиль до товарного вида и искать покупателя, или иметь дело с «серым» дилером. Потенциальному покупателю авто «со стажем» тоже интереснее приобретать в автосалоне, а не на рынке. Здесь ему гарантируют: автомобиль исправен и имеет хорошую биографию. Это выгодно и государству.
 
Сергей Михневич, председатель правления «Белорусской автомобильной ассоциации»: «Продавая новую машину, впоследствии дилер продаёт ещё и подержанный автомобиль. В итоге, имеем две сделки купли-продажи, которые генерируют какую-то прибыль. В том числе и государство, которое получает налоги».
 
Из-за налогов услуга trade-in и не развивалась. Раньше автодилер платил НДС с полной стоимости подержанного автомобиля, теперь лишь с разницы между ценой покупки и продажи. А это уже совсем другой финансовый расклад.
 
Требования к принимаемым в зачёт автомобилям довольны суровы. Во-первых, автомобиль должен быть в хорошем техническом состоянии. Во-вторых, чаще автосалоны берут автомобили той марки, на которой специализируются. Есть и определённая «возрастная дискриминация». К рассмотрению принимаются автомобили в самом расцвете сил, т.е. в возрасте до трёх, максимум пяти лет. Но подходы должны поменяться.
 
Не стоит ожидать, что система trade-in заведётся в Беларуси с пол-оборота. Как минимум, надо дождаться первого июля, когда условия работы уравняются и для компаний, и для граждан. Пока пошлины на автомобили для населения ниже, чем для дилеров, обновлять свой автопарк выгоднее самостоятельно. Палки в колёса ставит и ситуация на финансовом рынке. Автосалоны не могут обещать, что сдав старый автомобиль в зачёт, вы в тот же день уедете на новом. Нужной модели может попросту не оказаться.
 
Сергей Михневич, председатель правления «Белорусской автомобильной ассоциации»: «К сожалению, дилеры, как и все импортёры, испытывают проблемы с приобретением валюты по разумному курсу. Кроме того, автоцентры выжидают, как выжидают и наши покупатели. Мы остаёмся оптимистами и, по мере выравнивания ситуации, мы полагаем, что и автоцентры, и клиенты активизируются».
 

Автодилеры очень сожалеют, что указ по системе trade-in не появился год назад. Тогда «автомобильный» фактор сыграл бы на валютном рынке не такую заметную роль. Ведь у граждан было бы куда больше оснований сперва заглянуть в автосалон, а не ехать за рубеж, и в этом случае расплачиваться за новый автомобиль не валютой, а белорусскими рублями.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram