Прогулки по Италии

В Национальном художественном музее сегодня появились билеты на «родину русского пейзажа» XIX века. Живописное путешествие с Севера на Юг Апеннин – первая подобная выставка из постоянной экспозиции и фондов музея.
Прогулки по Италии

В Национальном художественном музее сегодня появились билеты на «родину русского пейзажа» XIX века. Живописное путешествие с Севера на Юг Апеннин – первая подобная выставка из постоянной экспозиции и фондов музея.

Айвазовский, он уже тогда был популярным, рядом с ныне забытым художником Фрике. Здесь Чернецов со спины изобразил себя и ещё сорок русских художников на руинах римского Форума. Изначально архитектурный, пейзажем с портретами он стал позже. Лица друзей Чернецов просто вписал в античность. Получилось – один холст 1842 года объединил авторов нынешнего вернисажа.

Татьяна Резник, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Учились, может быть, не столько у мастеров, сколько у самой Италии: у её природы, у той эпохи, ауры времени, которая была в Риме, Неаполе. Не только живописцы: это скульпторы, архитекторы, гравёры».

А первым Альпы перешёл Фёдор Матвеев. Его «Итальянский пейзаж» – ветеран выставки. Подписан в начале XIX века. Инициалы – Сильвестр Щедрин «Новый Рим. Замок Святого Ангела». Четыре авторских повторения сейчас в Третьяковке и Русском. Но «ранним» чаще называют именно наш. 

То, что «все дороги ведут в Рим» известно несколько тысячелетий. И почти два века из них в «вечный город» стремились лучшие выпускники Петербургской академии художеств. Среди «русских колонистов» оказался и уроженец Беларуси Аполинарий Горавский. Сегодня его пейзажи на родине, в постоянной экспозиции Национального музея.

Зато «гений морской пучины» (Айвазовский) запасники покинул лишь сегодня. «Ночь в Амальфи» – премьера после длинных ночей реставрации. «Земной Эдем провинции Салерно» художник создавал частично на пленэре, частично в мастерской. В его стиле. 

Инна Томашева, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Любил образ природы в своих произведениях строить на сочетании трёх стихий. То есть: обязательно море, обязательно небо и свет. В данном случае – лунный свет. Кроме того, он насыщает эту работу ещё и фигурками людей. Пишет итальянских бандитов».

В то время, как другой «гений» Николай Ге увлекается портретами римлянок, апеннинских пейзажей для виртуальной прогулки в Малом зале музея собрали тридцать. Из них – два рисунка итальянским карандашом.

 

Подписывайтесь на нас в Telegram