Сезонный труд
Машина для дорожной разметки, как струйный принтер на колесах, ведь не картину Пикассо рисуют – сплошная автоматика. А творчества на дороге и так хватает – всё же не каждый водитель владеет искусством ездить на ощупь без пунктиров и сплошных.
 
Действительно, порой, после аварии, даже инспекторы ГАИ не сразу понимают, кто виноват? Ведь каждый участник утверждает, что ехал по своей полосе. Но в том-то и парадокс – полосы-то нет!
 
Со скоростью пять километров в час этой весной в Минске разметочным машинам придётся проехать снова, как до Парижа, – почти 2 тысячи километров. Да и на трассах новую разметку наносят в то же время и с той же скоростью. Правда, гарантий, что новые или отреставрированные линии прослужат хотя бы до следующего года, никаких.
 
Первая причина, почему так короток век дорожной разметки, как ни странно, кроется в безопасности. Точнее в условиях, которые создают для уверенной езды в зимнее время. Представим, что это грейдер, который своим металлическим скребком не только убирает снег, но и систематически обдирает разметку. А затем реагенты – против льда на проезжей части – и то, что осталось от белых линий – соль с песком съедают за двое суток.
 
Речь, конечно, в основном, о краске – ею наносится большая часть дорожных знаков. А правительственные трассы и главные проспекты рисуют термопластиком, более устойчивым к внешнему воздействию материалом.
 
Пластмасса выдерживает 80 миллионов наездов шин. Рисовать краской дешевле в 4 раза. Но скупой платит дважды. На пластик дают 3 года гарантии, на краску всего 6 месяцев. А то, что стерлось раньше, производитель, по идее, должен восстанавливать за свой счёт. Но если это и происходит, то крайне редко.
 
Всё, чем раскрашивают почти все магистрали в стране, производят в Бресте. Конкурентов нет.
 
Это единственное в своём роде предприятие на всём постсоветском пространстве. И за качество отвечает целая лаборатория. На специальном полигоне по разметке ездят, её поливают водой, проверяют коэффициент сцепления с колёсами.
 
И обязательно делают тесты на светоотражение, чтобы видно было и днём, и ночью. Дело в том, что всю разметку на белорусских дорогах в последние годы посыпают, как ни странно, мелким бисером. Но, оказалось, не все стеклянные шарики хорошо отражают свет. Они- то и не проходят проверку.
 
Качество компонентов хоть и основа разметки, но это не значит, что на дороге она будет идеальной. А при отсутствии конкуренции, в улучшении качества сам производитель не слишком заинтересован: все равно купят только у него. Дорожники иногда тоже далеки от рациональности. Взять, к примеру, обочину. Для неё сгодится и краска, а у нас по старинке, если решили пластиком, то обязательно все элементы.
 
Неустойчивость разметки на дорогах подрядчики объясняют традиционно – плохой погодой и загруженностью городских трасс. В Беларуси действительно до ста температурных переходов через ноль в год – когда вода буквально рвёт асфальт. А пропускная способность той же Минской кольцевой в часы пик в полтора раза ниже, чем необходимо.
 
Но в Лондоне, к примеру, и заторы те же, и климат такой же капризный, но разметка сделана, что называется, на совесть.
 
Весь секрет в полимерной ленте. Она буквально втапливается в верхний слой и служит ровно столько, сколько и сам асфальт. Наши коммунальщики говорят, что это слишком дорогое удовольствие. Ведь дороги чинят по нескольку раз в год, причём любят делать это частями. Вот и разметку тоже придется менять по частям. А это невозможно.
 
В России делают проще – наносят разметку несколько раз в год. Но для этого белорусам нужно менять ГОСТ, а приспосабливаться к новым реалиям чиновники не очень-то любят. Пока же на наших дорогах проводят другие эксперименты. К примеру, на аварийных участках республиканских магистралей в прошлом году нанесли объёмную разметку – красной, жёлтой и белой краской под специальным углом. Получилось 3D. Но водители и к этому отнеслись скептически – всё равно сотрётся.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram