Со слезами на глазах

Стоит разделять отношение ко Дню Победы у политиков и простых людей. И зачастую именно в глубинке можно по-настоящему оценить, насколько жива народная память. В Восточной Польше в Подлясском воеводстве люди отмечают День Победы, даже не смотря на то, что
Со слезами на глазах
Стоит разделять отношение ко Дню Победы у политиков и простых людей. И зачастую именно в глубинке можно по-настоящему оценить, насколько жива народная память. В Восточной Польше в Подлясском воеводстве люди отмечают День Победы, даже не смотря на то, что официально в календаре такого праздника нет.
 
Готфрид Грубовски из Белостока всегда с особым настроением ждёт праздник 9 мая. В этот день он много лет испытывал двойное чувство - радость за победу и сожаление о погибших сослуживцах. Но в последнее время вдобавок к этим двум чувствам добавилось еще и непонимание. Как это так - забыть о той войне, забыть о подвигах людей, забыть об их слезах и страданиях?
 
Он встретил войну ещё совсем мальчишкой, два года воевал в партизанском отряде где-то Беловежских лесах. Потом уже вместе с советскими войсками освобождал Польшу. Победу встретил под Вроцлавом. Уже после капитуляции попал в Берлин, потом в советскую военную школу. Эти несколько лет своей жизни он никогда не забудет.
 
Готфрид Грубовски, ветеран второй мировой войны: «Да, у нас, одно время о Дне Победы совсем было позабыли. Нам, конечно, обидно, ведь это наша жизнь. Но сейчас ничего вроде, как-то всё потихоньку становится на место. Это всё политика. Сами посмотрите как, например, здесь отмечают этот день. Пусть и в официальном календаре праздников его нет. Посмотрите. И это не только здесь. Отмечали и в Белостоке, и в других городах. Память она всё же живёт, хоть и нас уже совсем мало осталось.
 
В годы второй мировой Польша оказалась одним из наиболее пострадавших от фашизма государств Европы. Еврейские гетто, концлагеря, подполье, Варшавское восстание, и наконец, освобождение Польши. Оно не было легким. Несколько месяцев тяжелейших боев. Погибли более 600 тысяч советских солдат.
 
Нынешнюю восточную Польшу – Подлясское воеводство - советские войска освободили ещё в июле 1944-го. В военной истории бои за эти места были завершением операции по освобождению Беларуси.
 
В годы Великой Отечественной Гайнувку освободили одной из первых. 18 июля 1944 года сюда вошли войска генерала Батова. Ожесточённых боев, по сути, не было. Немцы ушли отсюда без боя. Но так было не везде. Наиболее ожесточенное сопротивление, по словам местных жителей, немецкие войска, а это были элитные дивизии СС, оказали под Бельском-Подлясским. Это в 25-ти километрах на Запад отсюда. Погибли тысячи человек. Позже многие из них нашли своё последнее пристанище на этом кладбище в Гайнувке. Всего более полутора тысяч человек. Увы, имена и фамилии многих по сей день остаются неизвестными.
 
Гайнувку фашисты оккупировали 25 июня 1941 года. В результате боёв 700 человек погибли. Местных жителей немцы стали вывозить Германию. За годы фашистской оккупации население Гайнувки уменьшилось почти вдвое с 17-ти до 8-ми тысяч человек. Те, кто остался, помнят всякое. Показательные расстрелы и казни, голод и нищету.
 
Кладбище Советских воинов в Гайнувке появилось в начале 50-х. Место между церковью и костёлом выбрали не случайно, ведь здесь лежат как католики, так и православные. Тела погибших свозили сюда со всего Подляского воеводства. Много останков нашли здесь недалеко от местного костёла…
 
Анатолий Филлипчук, житель г. Гайнувка: «Помнят все! Пусть и официально нет такого праздника. В день памяти умерших всегда много людей, приносят цветы, зажигают свечи. Это ведь в большинстве молодые парни погибли. Некоторым едва 17 лет исполнилось. Я считаю, нет разницы, какая армия. Эти люди воевали и погибли за нашу жизнь. Это память даже не столько о Советском Союзе, сколько о подвиге этих солдат».
 
В 2009-м здесь появилось ещё несколько новых могил. Белорусский поисковый батальон совместно с польскими коллегами обнаружил в лесах под Гайнувкой останки еще 18-ти солдат. В том же году на польские деньги здесь установили новый памятник в честь освободителей. А прах найденных погибших предали земле со всеми воинскими почестями.
 
Помолиться за павших в боях тогда пришли сотни жителей Гайнувки.
 
Местная власть не забывает о погибших и сегодня. В городской администрации ведут учёт могил. Почти каждый год, благодаря поисковикам и польскому отделению Красного Креста, удаётся установить хотя бы одну фамилию прежде неизвестного солдата.
 
Гайнувка популярна в Польше среди туристов. Её называют дверью в Беловежскую пущу. Особенно летом здесь всегда полно приезжих. Многие, прогуливаясь мимо, заходят и на советское кладбище помолиться за погибших. Малгожата Клос приехала сюда с мужем и подругой из Познани.
 
Малгожата Клос: «У нас Познани тоже есть такое кладбище. Убрано чисто… Нужно помнить. Хоть и всякое было. Нужно помнить эту Победу. Мы сейчас можем спокойно жить, развиваться, создавать семьи, смотреть в будущее».
 
Кстати, Гайнувка, хоть здесь и не было масштабных боёв, интересна и любителям военной истории. Вот в этом доме в центре Гайнувки 25 июля 1944 года планировалось дальнейшее освобождение Польши.
 
Влодимеж Поскробка, житель г. Гайнувка: «Спустя пять дней после того, как советские войска пришли в Гайнувку, вот в этом доме, его построили ещё перед войной, прошел военный совет. Были все, помимо самого Батова. Его войска дальше всех продвинулись на Запад, в нем участвовали маршалы Жуков и Рокоссовский. Разрабатывался план дальнейшего наступления».
 
Полностью от фашистов Польшу освободили к началу февраля 1945 года. Многие поляки по сей день считают, что это можно было бы сделать и быстрее, если бы Советские войска поддержали в августе 1944-го Варшавское восстание. Но тогда Ставка в Москве решила иначе, причин было много. Восстание фашисты жестоко подавили, Варшава была почти полностью разрушена. Советское наступление возобновилось лишь в январе 45-го.
 
Всего в Польше таких захоронений, как в Гайнувке, более 700.
 
В июле 1944-го на месте этого кладбища шли бои. Как нам рассказали местные жители, немецкие войска шли со стороны населённого пункта Милейчицы. А здесь на высоте занял позицию советский артиллерийский расчёт. Бой был ожесточённый, но высоту все-таки удалось удержать. Но большинство солдат погибли. Спустя год в память об освободителях на этом месте появился этот памятник.
 
На кладбище в Милечицах лежит почти полторы тысячи погибших.Моника Баулут возглавляет местный дом культуры, она помнит, как ещё в 80-х в соседних лесах находили останки погибших.
 
Для жителей этого посёлка День Победы и сегодня, и всегда - один из главных праздников. Его отмечают здесь 8-го мая вполне официально. Национальные флаги на этих улицах висят с 3-его мая (в Польше это день Конституции) и вплоть до 9 мая. Ежегодно собираются в церкви, чтобы помолиться за души тех, кто ценой своей жизни освобождал эти земли от фашистской оккупации.
 
Каждый год у подножья памятника освободителям живые цветы и горящие свечи. Это дань уважения поляков тем людям, кто ценой своей жизни принёс мир и спокойствие на эту землю.
 
Гражина Яшчук, глава администрации поселка Милейчыцы: «Это многолетняя традиция - собираться на этом кладбище. Раньше это было, конечно, с большим размахом, сейчас скромнее, но всё-таки, как видите, собирается много людей, которые приезжают со всего воеводства. Я, как глава местной власти, обещаю поддерживать эту традицию, ведь это воля местных, а я представляю здесь их интересы.
 
Готфрид Грубовски в этом году встречал День Победы здесь на кладбище в Милейчицах. А год назад отмечал праздник в Беларуси. На сей раз звали в гости сослуживцы из Львова. Но силы уже не те. Не поехал. А когда 9 мая узнал, что творилось во Львове на День Победы, сначала не поверил, а потом даже вздохнул с облегчением, что всё-таки не поехал. Ведь такого унижения сердце могло не выдержать.
 
Пока в Киеве праздновали Победу, а президент Янукович на Крещатике поздравлял ветеранов, на западе страны во Львове националисты жгли флаги Победы и избивали фронтовиков. Этот праздник для львовян оказался действительно со слезами на глазах.
 
Более того, официальные власти Львова запретили возлагать цветы к могилам Советских солдат. Марсово поле и Холм Славы оцепил ОМОН.
 
Подобное неуважение к пожилым людям, а тем более к тем, кто ценой своих жизней спас планету от фашизма, с трудом укладывается в голове.
 
Готфрид Грубовски, ветеран второй мировой войны: «Ужасно. Слава Богу, ни у нас в Польше, ни в Беларуси подобного нет. В Беларуси я встречал День Победы и в Гродно и в Минске. У вас всё очень душевно. Ну вот, даже, идешь по улице в форме с орденами, встречаешь людей, идут женщины с детьми и говорят, вот посмотри, сынок, это идёт ветеран. Поздравляют, бывает, даже останавливают, просят, что-нибудь рассказать. О том, как воевал, как здоровье, как живёте теперь. Вот это настоящее уважение».
 
Впрочем, как бы там ни было, в каждой стране пострадавшей от фашистской оккупации,  не важно,   официально или нет, День Победы отмечают. Как начало новой мирной жизни. И хотя уже мало кто лично помнит ту войну, память об освободителях, пусть и не официально, но всё же живёт в сердцах и душах не только их самих, но ещё и их детей, внуков, правнуков.

Подписывайтесь на нас в Telegram