Когда в Нью-Йорке рушились небоскребы, когда взрывались бомбы на вокзалах и в электричках Мадрида, когда террористы-смертники уносили за собой жизни пассажиров Лондонского метро и даже когда прогремели взрывы в Московской подземке, это горе в спокойной Беларуси казалось таким далеким. Стабильность и мир в стране большинство белорусов воспринимали как нечто, само собой разумеющееся. Ну а иначе как объяснить поведение милиционера, который никак не отреагировал на пассажира, тащившего тяжеленную сумку через турникет. Увы, расслабились даже те, кто исходя из своих должностных инструкций просто не имел на это права.
Александр Лукашенко: «Там есть элемент полнейшей расхлябанности, они уже задержаны и я сказал допрашивать их как преступников. Могли поинтересоваться, как это человек с огромной сумкой несет 20 кг взрывчатки и проходит мимо милиции, мимо работников метро и так далее. Ну ладно мы расслабились, общество, но вы-то зачем там стоите?».
Ещё один важный вопрос, который появился сразу после взрыва, точнее после работы по изучению улик, найденных на месте трагедии – откуда взялась взрывчатка.
Вадим Зайцев, председатель Комитета государственной безопасности: «Вещества, которое пременялось, достаточно нескольких граммов, чтобы лишиться кисти рук. Мы предпологали суперпрофессионала, но оказывается есть люди и не суперпрофессионалы, которые способны изготовить такое взрывное устройство».
Спустя всего пару часов после трагедии в метро Президент провёл экстренное совещание. Силовикам было поставлено несколько конкретных задач. Одна из них - избавить страну от незаконного оружия и взрывчатки. Спустя две недели стало понятно – это поручение не было безосновательным. У населения было изъято 16 килограммов взрывчатки и 275 взрывных устройств! Плюс 288 стволов незарегистрированного оружия и 11 тысяч боеприпасов самого разного калибра. Все это вооружение граждане хранили незаконно. Даже страшно представить последствия, если хотя бы часть этого арсенала была использована. И эта работа должна быть продолжена. По-крайней мере этого требует президент Лукашенко, ведь успешно проведённая операция по задержанию исполнителя взрыва, не даёт права «почивания на лаврах».
Александр Лукашенко: «Эту работу надо продолжить. Ее нельзя сейчас останавливать. Поэтому дорогие мои усиленный вариант несения службы».
Несомненно, столь оперативной работой по задержанию подозреваемых в совершении теракта в метро, и, как оказалось впоследствии, причастных к взрыву в Витебске в 2005 году и на День Независимости в столице в 2008, правоохранительные органы предотвратили возможные взрывы, новые теракты. Но опять же – не время расслабляться.
Александр Лукашенко: «Остается без ответа вопрос о соучастниках и заказчиках, если они, конечно, имеются. Для будущего нам ни в коем случае нельзя допустить, чтобы это случилось».
А чтобы не допустить подобного впредь, каждый должен добросовестно выполнять свою работу. Ведь если бы у подозреваемого в исполнении теракта вовремя взяли отпечатки пальцев, то взрыва в метро могло и не быть. Проведенная дактилоскопия показала: отпечатки пальцев подозреваемого по делу о теракте в метро совпадают с отпечатками, найденными на не сработавшем взрывном устройстве, которое правоохранители обнаружили в 2008 году.
И если дактилоскопическая экспертиза дала ответ на главный вопрос – о причастности к преступлению, то вот объяснения, зачем это было нужно молодым людям – нормальному человеку найти трудно.
Как сообщили в Генеральной прокуратуре психических отклонениях у задержанных нет.
Все подозреваемые по делу в школе учились не ахти. Разве только химия была исключением для двоих из них. Они проявляли неподдельный интерес к углубленному изучению этого предмета и получали только «отлично». Кроме того, один из подозреваемых неоднократно становился призером химических олимпиад. Увы, свои знания по предмету молодые люди решили направить, как говорится, не в ту степь.
Замкнутость обоих парней – вот, что ещё отмечают учителя и бывшие одноклассники. Причем с детства. Не исключено, что причиной такого поведения стала пережитая психологическая травма.
В школьных архивах нашли и характеристику одного из задержанных: «…замкнут, необщителен; общается только с соседом по парте. За внешним равнодушием скрывается жесткий, безжалостный характер…».
Соседи опять же ничего положительного сказать о главном подозреваемом не могут.
Но одно дело соседи, совсем другое – место работы. Токарь на заводе, возможно, не самая важная должность, однако халатность в работе с кадрами любого уровня недопустима.
«Отсутствие контроля на производстве, – заметил в своём послании к народу и парламенту Президент, – недопустимо».
Александр Лукашенко: «Про расхлябанность директоров предприятий, которые по стране разъезжают на служебных автомобилях, а у них на заводе отморозки на станке точат шарики-ролики, чтобы во взрывное устройство заложить».
На сегодняшний момент ещё на многие вопросы нужно найти ответы. Расследование взрыва находится под личным контролем главы государства, более того, руководство МВД, КГБ и прокуратуры Президент будет собирать еженедельно. И каждый раз к совещанию должны быть готовы результаты расследования. Не обобщения и предположения, а конкретные данные.
Подписывайтесь на нас в Telegram