Экономический обозреватель ОНТ всю неделю наблюдала за тем, как развиваются события и даже попробовала, конечно, не без помощи своих собеседников, сделать финансовый прогноз на ближайшее будущее.
В очередной раз девальвацию ожидали 1 апреля. Тем не менее, официальный курс Национального банка стойко держался и на этой неделе. По официальной версии, доллар подорожал всего на 15 рублей. Более того, 31 марта главный банк страны в заявлении «Об экономической ситуации в Республике Беларусь» ещё раз заверил, что он «полностью исключает возможность проведения разовой существенной корректировки обменного курса белорусского рубля». Так слух о девальвации оказался первоапрельской шуткой, хотя повод для размышлений о ней и был.
Напомним, в середине марта Нацбанк изменил правила игры на валютной бирже. Раньше банки выставляли заявки клиентов на покупку валюты сегодня и получали «добро» завтра. По новым правилам только заявки биржа рассматривала 30 дней. Какой будет курс через месяц – неясно. Поэтому импортёры и стали закладывать в цену товара курс 3500-3700. Валютную биржу парализовало: ни сделок, ни заявок. На прошлой неделе Нацбанк всё же решил вернуться с 1 апреля к прежней схеме: сегодня – заявка, завтра – валюта.
Эти биржевые торги аналитики, предприятия и банки ожидали с нетерпением. Торги должны были внести ясность, кто и в каком объёме может получить валюту по официальному курсу. Итог не оправдал прогнозы – ни самые оптимистичные, ни самые пессимистичные. По курсу 3045 тысяч рублей продано около 8 миллионов долларов. В лучшие времена объём сделок был раза в два больше. Сейчас перед торгами Нацбанк «фильтрует» заявки. В первую очередь валюта идёт за закупку медикаментов, оплату газа и валютных кредитов, потом – на прочие цели. Судя по всему, в этот раз вся проданная валюта и закрыла только первые три позиции.
Сергей Чалый, финансовый аналитик: «Вообще, не очень многие верили в то, что хоть что-нибудь удастся купить. Отложенный спрос гигантский. Сегодняшний день непоказательный совершенно. Немногие решились эту заявку выставить. Эти результаты говорят о том, что если так и будет дальше, то действительно, ситуация может нормализоваться».
Сложно сказать, когда банки смогут покупать валюту для пополнения обменников. Пока обменные пункты работают «на обороте». Т.е. сколько валюты одни граждане сдали, столько другие купили. Но желающих пополнить свои личные валютные резервы пока намного больше сдающих. К сожалению, предложение валюты на бирже ограничено. Это 30 % валютной выручки экспортёров, которые они обязаны продавать. Пускать «под скупку» золотовалютные резервы как раньше, в Нацбанке не будут. Резервы и так за два месяца «растаяли» на один миллиард.
При этом валюта есть. Во-первых, на счетах у предприятий-экспортеров. Ведь у них остаётся 70% валютной выручки. Во-вторых, у самих банков. Многие из них получают валютную «подпитку» от иностранных учредителей. Такие предприятия и банки могут напрямую продавать валюту нуждающимся, вне биржи. Это так называемый внебиржевой рынок. Но счастливые обладатели валюты делиться не спешат, хотя Национальный банк разрешил к официальному курсу 10%. Прибавка не впечатлила. До введения коридора сделки вне биржи курс доходил почти до 4 тысяч. Так что плюс 10 % к официальному курсу – это около 3350 рублей – можно трактовать как ограничение. В правительстве этот коридор считают недостаточным, но последнее слово – за Нацбанком.
Сергей Румас, заместитель премьер-министра: «По сути, в данном случае мы возвращаемся к множественности обменных курсов. Потому что итоги торгов на межбанковском рынке показывают: за последние дни межбанк так и не смог ожить. Ряд видных экспертов уже высказали своё мнение, что решение Нацбанка лишь полумера. Сложно сказать, какое Нацбанк примет решение, но ему следует и далее осуществлять шаги в этом направлении».
Один из вариантов – отпустить курс на внебиржевом рынке на свободу и посмотреть, где он нащупает «момент» истины. Без этого ориентира сложно управлять ситуацией.
Сергей Чалый, финансовый аналитик: «Снимите просто ограничения на межбанке, дайте посмотреть, где это всё устаканится. А дальше решайте, что с ним делать. Или признавать, или пытаться на него влиять рыночными мерами. У Нацбанка большое количество инструментов для этого».
Но в четверг Нацбанк решил «законсервировать» положение дел.
Пожалуй, самый важный итог недели. Национальный банк заявил, что в ближайшее время никаких дополнительных ограничений вводить не будет. Сигналом для изменений, надеемся позитивных, станут кредиты из стабилизационного фонда ЕврАзЭС.
Сергей Чалый, финансовый аналитик: «Это самое положительное действие, которое Нацбанк сделал за последнюю неделю. Последние две недели бизнес просто стоял. Невозможно было понять, как, по какому курсу работать дальше. Представьте, Президент встречается с иностранными инвесторами и говорит о том, что в нашей стране стабильность и предсказуемость, а у нас каждый день Нацбанк что-то придумывает».
Сергей Румас, заместитель премьер-министра: «Определённая настороженность иностранных инвесторов сегодня, необходимо признать, присутствует. Мы видим, что органы государственного управления явно недорабатывают в части большей информированности потенциальных инвесторов».
Все изменения проходили в режиме спецоперации. Населению и предпринимателям явно не хватало ясных и чётких комментариев со стороны главного банка страны. В итоге информационный вакуум заполняли бабы Мани, разноколиберные эксперты и интернет-ресурсы. А кто владеет информацией, тот и рулит ситуацией. Пока Нацбанк «общается» с населением и журналистами посредством пресс-релизов на сайте. Из них – краткое резюме. Новых «сюрпризов» не будет. На критический импорт валюта есть. Не исключено, что скоро банки смогут закупать её и для обменников. Более дорогие деньги можно надо искать вне биржи. Для импортёров это сигнал умерять аппетиты и тратить валюту с толком. По прогнозам, через месяц придёт подкрепление – внешние кредиты. Тогда правила игры могут поменяться. Однако источник, в правлении Нацбанка, дал понять, что транжирить эти деньги на бирже не будут. Кредиты должны создать подушку безопасности и подкрепить доверие инвесторов. Деньги выделяются в обмен на реформы. Программа действий – в стадии обсуждения. Правительство планирует сократить расходы и урезать госпрограммы. Меры непопулярные, но необходимые.
Сергей Румас, заместитель премьер-министра: «Сигналом о стабилизации валютного рынка станет даже не возможное получение денег от Российской Федерации. Скорее всего, в качестве индикатора можно будет принять состояние национальной экономики, то, как она отреагирует на нынешние ограничения».
Общий посыл – мы должны научиться меньше и эффективнее тратить валюту и больше её зарабатывать. Все ограничения – временные. И чем за более короткое время мы проведём реформы, тем быстрее вернёмся к нормальной работе.
Подписывайтесь на нас в Telegram