С видом на город

В ближайшие годы Минск должен стать городом максимально удобным. Как для работы, так и для жизни, но при определенных условиях. Столица не должна быть перенаселена – это раз. Новый импульс к развитию необходимо придать городам спутникам – это два. Подходу к формированию очередей на жилье добавить логики – это три… И это еще не все. Александр Злобин продолжит.

 

Минск будет расти за счет городов-спутников. Пилотным проектом здесь станет развитие города Смолевичи, а также за счет неиспользованных площадей, которые прилегают к Минску. Собственно – это и есть главная стратегия будущего для столицы. Виды на развитие города, а также конкретные проекты на неделе минские власти представили Президенту. Районы застройки внутри кольцевой можно по пальцам пересчитать: на юге, достроят микрорайон Лошица, на севере столицы появится современный микрорайон Лебяжий, ну и «Минск-сити», конечно. Он, напомним, разместится на месте авиаремонтного завода. Этот проект, первоначально он стоил 7 миллиардов долларов, Александр Лукашенко раскритиковал. Дорогостоящая земля в центре города не приносит пользы, инвестор, который взялся за проект, с обязательствами не справляется. Президент поручил «Мингорисполкому» рассмотреть вопрос перепланировки.

 

Сейчас, по данным мэра города, статус минчан имеют миллион 860 тысяч человек, а если взять ещё и Минский район, то столица превращается в мегаполис с более, чем в два миллиона человек. И эта цифра растет. Александр Лукашенко уверен: при такой тенденции Минск может потерять свои ключевые качества: комфорт и удобство для жизни. Требование Президента – перенаселять Минск нельзя.

 

К тому же столица – единственное место в стране, где очередь нуждающихся в жилье, несмотря на ускоренные темпы строительства, растет. Не помогли даже заградительные меры: стать в очередь теперь можно только после 5 лет проживания в столице, а также при условии, что на человека приходится менее 15 квадратных метров жилья. Президент потребовал пересмотреть условия постановки на очередь. В общем, ставку минские власти делают на города-спутники. В списке три претендента: Смолевичи, Логойск и Заславль. Кстати, уже сейчас многие предпочитают приобретать жилье не в самой столице, а на периферии. Экономически это выгоднее. Цены на квадратные метры при удалении от центра становятся все демократичнее. Если в пригородах столицы жилье дешевле на 10 – 15 %, в близлежащих городах уже на 20 – 25 %.

 

Павел Астапеня, первый заместитель генерального директора Центра торговли недвижимостью: «7 минут от Сенницы, и ты в городе, а там еще и экология, и чистый район»

 

7 минут, конечно, ничто, если учесть, что дорога из спального района в центр в час пик даже на машине может занимать и час, и полтора. Утренние и вечерние заторы, парализующие движение и, как минимум, портящие настроение водителям, вот уже несколько лет – минские реалии. В Ратуше Президенту показали, что город намерен сделать, чтобы снять дорожное напряжение. Одна из мер – многоуровневые развязки. Уже к 2014 году, аккурат к проведению Чемпионата мира по хоккею, в Минске их появится сразу 10. По крайней мере, так запланировано. Четыре уже в стадии строительства. К слову, автомобильный бум: сейчас в Минске 600 тысяч машин, по одной на трех жителей, включая стариков и младенцев, оказывается, неожиданность для чиновников, но не для проектировщиков. В институте «Минскинжпроект» утверждают – планы развязок у них были ещё несколько десятилетий назад. Сначала развязки для Минска признали неактуальными, потом – в 90-е денег хватало разве что на латание дорожных дыр. Сейчас же запланированные ранее развязки от пробок столицу не избавят, считает доктор архитектуры Армен Сардаров. Город он сравнивает с живым организмом, транспортную систему – с кровеносной, и ставит диагноз – закупорка сосудов.

 

Армен Сардаров, доктор архитектуры, декан архитектурного факультета БНТУ: «Город строили по идеям XIX века: нет скоростных дорог, магистрали на одном уровне».

 

Чтобы изменить ситуацию, дороги надо запустить и под землей, и над улицами. Минску, как любому мегаполису, считает Армен Сардаров, нужны так называемые хай-веи – это скоростные автострады с односторонним движением. Строить их можно так, что и архитектура не пострадает. К примеру, главной столичной артерии – проспекту Независимости просто необходим скоростной дублер.

 

Армен Сардаров, доктор архитектуры, декан архитектурного факультета БНТУ: «Можно использовать коридор железной дороги, которая будет проходить через центр города».

 

Возможно, следует взять на вооружение мировой опыт. Так, в 35-миллионном Токио поставили цель: через три года совсем забыть о пробках. Здесь владельцы микролитражек получают желтый номер и финансовые льготы. В итоге, государство уменьшает выбросы в атмосферу и освобождает место на дороге. Весь город можно проехать под землей и так его и не увидеть. И можно быть уверенным, что даже после землетрясения кропотливые в исполнении задуманного японцы избавят Токио от пробок. Ещё один способ – хорошо организованный общественный транспорт, быстрый и удобный. Во многих мегаполисах мира многие просто отказываются от собственных машин. Впрочем, и в Минске стараются идти в ногу со временем. На неделе презентовали первую городскую электричку. Главная характеристика экспресса – скорость. От станции «Минск-пассажирский» до «Ждановичей», а это и есть первый маршрут – локомотив доедет всего за 15 минут. Почти в два раза быстрее обычного электропоезда.

 

Экзотикой белорусских железных дорог швейцарский экспресс будет недолго. Маршрут «Минск-пассажирский» – «Ждановичи» на городской электричке уже в летнем расписании. Всего же столица закупит 10 таких поездов. Словом, те большие стройки, которые нынче идут в столице и городах-спутниках должны сделать Минск и его предместья зоной комфортной для работы, отдыха и просто жизни.

 

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram