АЭС даст Беларуси возможность выработки сравнительно недорогого электричества, которое в перспективе даже можно будет поставлять на экспорт. Но все же, главный вопрос, о котором, скорее всего, думали, когда подписывали документы, и говорили после подписан
Вопрос ядром

АЭС даст Беларуси возможность выработки сравнительно недорогого электричества, которое в перспективе даже можно будет поставлять на экспорт. Но всё же, главный вопрос, о котором, скорее всего, думали, когда подписывали документы, и говорили после подписания – безопасность.

 

Эту дорогу, в 20 верстах от посёлка Островец в Гродненской области, простому человеку найти сложно. Указателей нет. Основная примета – свежая насыпь. 8 километров нового асфальта – это и есть – главная транспортная артерия будущей атомной станции. Правда, вопрос о том, не изменились ли планы строительства первой белорусской АЭС, был первым, который журналисты задали премьерам Беларуси и России после заседания совета министров союзного государства. Ведь после землетрясения в Японии и аварий на АЭС многие страны мира заявили о сворачивании либо временном замораживании собственных программ, но с первым же ответом Владимира Путина и Михаила Мясниковича стало ясно – решение принято, документы подписаны, вопросы безопасности – основные.

 

Два реактора и больше двух тысяч мегаватт энергии. Белорусскую АЭС собираются строить по проекту второй ленинградской станции. Самой современной и очень надежной. Потенциально опасное оборудование разместят под двойным «колпаком», и в случае аварии, радиация не выйдет за его пределы. Впрочем, сами атомщики чаще говорят цифрами. Реакторы защищены так, что поломка, если и возможна, то не чаще одного раза в 10 миллионов лет, а самое главное – новые, так называемые, пассивные системы безопасности. Это главное отличие новых ректоров от старых. Впрочем, и в Японии на сей раз роковым оказался не человеческий, а природный фактор. И геологи, зная, что около ста лет назад в Островецком районе фиксировали подземные толчки силой в 7 баллов, будущую площадку для атомной станции обследовали тщательно – она будет расположена на монолитном участке безо всяких тектонических разломов. Да и никакой сейсмической активности в этом районе нет уже сто лет, и прогноз на будущее очень спокойный.

 

Чтобы непредвзято и детально разобраться в ситуации, давайте посмотрим на энергетическую карту планеты. Сейчас в мире 442 действующих ядерных реактора. Все они сосредоточены в 30 странах. Мировыми лидерами в производстве ядерной электроэнергии являются США, Франция, Япония, Россия и Германия. Действующий реактор есть даже в ЮАР. О планах по строительству новой АЭС в октябре прошлого года заявили еще 30 странах, в их числе Армения, Беларусь, Вьетнам. В июле прошлого года решение о строительстве двух новых АЭС к 2020 году утвердил парламент Финляндии. Сейчас много пишут и об ускоренном развитии атомной энергетики на Ближнем Востоке: к 2025 году в Египте, Турции, Объединенных арабских эмиратах и других странах региона будет построено как минимум 15 атомных реакторов. Быстрыми темпами идут мировые лидеры роста экономики Китай и Индия (7 и 6 реакторов соответственно), продолжают возводить АЭС в Иране, Украине, Чехии, Словакии, России и Пакистане. Разумеется, все это неспроста: растущим экономикам нужна энергия – дешёвая, стабильная, и, разумеется, безопасная, а потому на этой неделе тектонические стресс-тесты, то есть испытания на устойчивость к землетрясениям, прошли все реакторы Европы и США. Там, где возникли даже умозрительные сомнения в надёжности, начаты разработки программ по дополнительной защите.

 

При строительстве первой белорусской АЭС учтут всё, и новый опыт тоже. Решился и вопрос с финансированием. В течение месяца Беларусь подпишет кредитный договор с Россией на 6 миллиардов долларов. Что же касается инфраструктуры, она обойдётся еще в 3 миллиарда, и в Беларуси эти работы уже идет полным ходом.

 

Главный прораб показывает нам место будущей стройки – сама станция и вся инфраструктура – бетонный завод, склады, подъездные пути разместятся на площади в два квадратных километра. Здесь пока не слышно звука отбойного молотка. Зато в час выезжают 10 гружёных самосвалов. То, что здесь происходит, называется вертикальным планированием или выравниванием. Место идеально с точки зрения геологии, но несовершенно в плане рельефа, вот и приходится подгонять. Оптимальная высота – 168 метров над уровнем моря.

 

Большое энергетическое будущее – место для атомного реактора, пока что символизирует этот весьма скромный флаг, который теряется на общем фоне. Кажется, что таким, идеально-ровным, поле было всегда, но на самом деле строителям пришлось вывезти почти 2 миллиона тонн грунта. Для сравнения, это четыре «Минск-Арены». Разровнять холмы – это полдела. В сентябре уже планируют рыть котлован, поэтому до лета нужно ещё и достроить железную дорогу. Строители приезжают со всей страны, работают вахтовым методом: по 12 часов в сутки – никто не жалуется. Для людей возвели целый городок. Столовая, душевые, кабинки для переодевания – полевые условия класса люкс. Атомную станцию будут возводить почти 5 тысяч строителей, первый городок рассчитан на 300 человек, но пока что здесь два места на одного рабочего. В будущей энергетической столице страны – Островце – сейчас идет активное возведение жилья. В ближайшее время начнется отбор организаций для строительства самой станции. Причем, приоритет будет отдан именно белорусским предприятиям. Первый энергоблок генеральный подрядчик компания «Атомстройэкспорт» обещает запустить в 2017 году, но современные технологии строительства позволяют сократить сроки, такого сценария россияне тоже не исключают. Для Беларуси новая АЭС – только одна из составляющих энергетической безопасности, развивают, разумеется, и гидро- и теплоэлектростанции, а также нетрадиционную энергетику. Всё, что раньше было отходами, здесь превращают в доходы. Бактерии, обитающие в твёрдом бытовом мусоре, выделяет газ – метан, который двигает турбины, вырабатывающие электроэнергию. Этот комплекс, по сути, вечный двигатель, ведь ежедневно на ближайшую свалку свозят 4 тысяч тонн мусора.

 

А вот, к примеру, экспериментальная ветряная мельница больше напоминает ромашку. Один тяжёлый и дорогой пропеллер разбили на несколько модулей – получилось просто и дёшево. Все узлы и агрегаты – белорусские. Трёхметровые лопасти легко раскачиваются даже при слабом ветре. В этом и смысл изобретения, ведь, если ветер и дует хорошо в нашей стране, то на высоте не меньше 60 метров. Как раз сейчас в Беларуси составляют карту ветряной активности – к 2015 году на альтернативных источниках планируют получать до 20 % энергии.

 

И всё же полностью решить энергетические проблемы за счёт альтернативной энергетики не удастся ни одной развитой стране мира, говорят специалисты. Эксперты уверены: отказ от развития АЭС в любой стране – даже после землетрясения в Японии, если и возможен, то лишь на короткий срок. Беларусь, как и все другие страны, где нет угрозы землетрясений и катаклизмов, свои ядерные программы сворачивать не станет.

 

Подписывайтесь на нас в Telegram