Сторублёвую белорусскую купюру образца середины 90-х дизайнеры проиллюстрировали сценой из балета Глебова «Избранница». Один из современников советского министра культуры вспоминал, возможно, с долей шутки: когда в стране наблюдался дефицит валюты, Фурцева отправляла на гастроли балетную труппу Большого театра. Первая половина недели прошла под знаком Женского дня. И в сегодняшних «Контурах» мы решили немного рассказать об одной из самых, так, во всяком случае говорят опросы, женской профессии.
8 утра, прима Большого Ольга Гайко уже на ногах. К 10 она должна быть в театре. Обязательный ежедневный урок. Плотный завтрак сразу сломал стереотип о вечно худеющих балеринах. Мы еле успеваем за ней – были бы крылья – улетела! На автомобиле даже в магазин. Это единственный способ везде успеть.
С урока начинается день любой балерины. Народная артистка Клара Николаевна Малышева готова и сама встать к станку, но её сезон закончился много лет назад. Но о возрасте здесь не принято говорить. Они рано уходят со сцены, из балета – никогда.
В колледж принимают с 9 лет. Конкурс каждый год. У тех, кому повезло, каждый день по 10 уроков и 6 часов танцев. Девочки старательно тянут носок и все до одной хотят быть примами. Но даже с «красным» дипломом в профессиональной балетной труппе сначала ‑ кордебалет. Дальше ‑ роли второго плана. И только потом – главные партии – у единиц. Но они по-настоящему влюблены в балет и не жалуются, даже когда учитель ругает за лишнюю конфету, съеденную на праздник И калории в их жизни ‑ самая маленькая жертва. Всё съеденное на завтрак – исчезает с потом уже на первом уроке. Набранные граммы в обед – уйдут в минус на вечернем прогоне.
Наш балет никогда не обсчитывался статистикой, а вот скрупулезные англичане узнали – в год, в среднем балерины танцуют 2 032 часа. Используют около километра лент для пуантов и сотню пар накладных ресниц. И ещё один факт – больше половины солисток театров не имеют детей.
Балерина должна отработать на сцене 20 лет, после этого – пенсия. Примерно в 40. На то, чтобы родить на пике карьеры, когда на отдых – лишь короткий антракт в спектакле ‑ решаются единицы. Из семи прима-балерин Большого малыши есть только у трёх.
Всё та же английская пресса о белорусской балерине Инессе Душкевич писала: «В роли Кармен она могла бы украсить любую труппу мира». Народная артистка, лауреат Государственной премии страны. Она объехала чуть ли не весь земной шар, а в 38 лет ушла из театра, сменила пуанты на домашние тапочки и выбрала семью. Теперь с восторгом только о сыне.
Их много в театре – бывших. Они становятся костюмерами и гримерами. Но бывшими себя не считают, гордятся прошлым и не соперничают с настоящим. Правда, сейчас говорят, уже не тот балет, даже классику танцуют по-другому. А балерины стали выше ростом, амбициознее и немного красивее. Кокетничают. Назвать их бабушками язык не поворачивается.
День Ольги Гайко продолжается в зале. Репетиция с известным хореографом Никитой Долгушиным – сама по себе уже событие. Необычен во всём: интеллектуальный танцовщик, автор оригинальных балетов, реставратор классической хореографии. С Ольгой они уже работали в Минске – это был балет «Эсмеральда», сейчас ставят «Сильфиду» ‑ премьера через пять дней.
А завтра – как «день сурка» – всё повторится: подъём, урок, репетиция. Бесконечное фуэте. Непросто, зато как красиво.
Подписывайтесь на нас в Telegram