Как часто вы кушаете рыбу? Задумались? – это плохой знак. В мире не так много столь полезных продуктов. Медики утверждают, что некоторые виды морской и океанической рыбы способны защитить нас от такой опасности, как инсульт. А последние исследования в очередной раз доказали: любители рыбы, в том числе и пресноводной, рискуют своим здоровьем гораздо меньше, чем мясоеды.
Белый амур, толстолобик, сом, линь, щука, карась ‑ сегодня белорусы имеют значительно больший выбор прудовой рыбы, нежели ещё пару лет назад, когда довольствоваться приходилось лишь карпом. Да и количество торговых точек, предлагающих нашу рыбёшку, увеличилось, ‑ есть что продавать. Ведь за пять лет рыбхозы Беларуси приросли аж в три раза.
А вот с продажами проблем стало больше. Однако что ни год ‑ 8 тысяч тонн остаётся за бортом продаж. Покупатель зачастую выбирает по ценнику. Который, кстати, не всегда в нашу пользу. Возьмём филе, которое из-за простоты в приготовлении, покупается чаще. Так вот, за 1 килограмм белорусского карпа без кости и чешуи ‑ отдать надо 23 тысячи рублей. В то время, как рядом лежащий пангасиус чуть ли не в два раза дешевле: по 13 тысяч рублей.
На прилавках белорусских магазинов пангасиус появился относительно недавно. И это вовсе не морской язык, как уверяют некоторые продавцы на рыбных рядах. Это искусственно выращиваемый на вьетнамских фермах речной акулий сомик. Рыба, кстати, пришлась белорусам и по вкусу, и по цене ‑ ведь за последний год импорт филе пангасиуса вырос почти вдвое. Такой конкуренции не выдержала даже морская рыба. Кстати, в соседних Польше и России ‑ та же ситуация.
Как оказалось, переработка – главная, и чуть ли не единственная проблема рыбной отрасли Беларуси. Но вместо того, чтобы решать её, налаживая необходимое производство и тем самым снижая цену на собственную продукцию в виде того же филе карпа, Беларусь вводит запрет на ввоз в страну пангасиуса и тилапии. С 1 января, в том числе – и под предлогом борьбы за качество.
Такая – качественная характеристика – и впрямь не подвигла белорусов заменить полюбившийся пангасиус на что-то другое. За январь месяц продажи вьетнамской рыбы не сократились. Покупатели, нынче пошли образованные – понимают – не всё так страшно, ведь куда торговля смотрела все предыдущие годы, увеличивая закупки этой продукции. И почему в итоге, буквально спустя месяц после решения Межведомственной комиссии о запрете на пресноводную рыбу из Вьетнама, комитет госконтроля Беларуси направляет в Совет министров документ, где советует отменить рыбное табу. Понятное дело ‑ решение о временном запрете на ввоз филе пангасиуcа и тилапии принималось с целью поддержки отечественных производителей.
И тут сразу вспоминается наше, славянское: хотели как лучше, а получилось как всегда. Главное, что вовремя одумались. И покупатели довольны, и производителям толчок – над переработкай надо работать! Ведь за прошлый год, к примеру, в Беларуси произвели всего 0,14 тысячи тонн рыбного мороженного филе, а ввезли из-за рубежа и продали ‑ аж 5,3 тысячи тонн пангасиуса и телапии.
Другое дело ‑ способ заморозки. Если правильно, причём с точки зрения, покупателя, подойти к этому вопросу ‑ белорусы имеют все шансы обогнать импортёров по продажам. За примером далеко ходить не надо – ближайшие рыбные ряды. Ищем замороженное филе, здесь уже не важно, какая рыба ‑ пресноводная или морская. Да, собственно, и способ заморозки не важен, но мы решили остановиться на глазури. Продавцы уверяют, в этом случае покупатель платит за рыбу, а не за воду. Правда, эксперт по рыбе Татьяна, которую мы попросили помочь нам в выборе качественного филе, совсем другого мнения.
Татьяна Смоляк, инженер Института мясомолочной промышленности: «С предварительного исследования видно, что заплатила хозяйка за часть воды, а не за часть рыбки».
Как говорится, комментарии излишни. Однако, доколе, негодовать по этому поводу будут лишь хозяйки на кухне? А то даже начинаешь жалеть, что у власти совсем немного женщин – мужчины-чиновники что-то на глазурь внимания не обращают.
С продажей живой рыбы ситуация бодрее. Магазинов с аквариумами в Беларуси около 900. Правда, это только треть прудовой рыбы. Торговле большего не надо. И так остается сполна. А водные процедуры – лишние хлопоты. Аквариум надо чистить, менять воду. Не продашь вовремя – останешься без прибыли и без рыбы, это ведь не коробка с конфетами. Правда, поговаривают, что товар, не вызывающий доверия у покупателя иногда идёт в кулинарный цех. Всё это правда, на уровне слухов.
Всё чаще рыбхозы сами продают свою продукцию. С колёс. Специальные машины на просторах Беларуси можно встретить сегодня всё чаще. Всегда свежая и по приемлемой цене.
Отличить несвежую рыбу можно на ощупь. Надавите пальцем на чешую. Если от пальца останется вмятина ‑ значит, рыба тухлая. Глаза – второй признак, по которому определяют свежесть рыбы. У испорченной глаза мутные, у свежей – блестящие. Ещё один контрольный тест ‑ бросьте рыбу в ведро с водой. Если камнем пойдет ко дну ‑ можно готовить, рыба свежая. Если не будет тонуть и всплывет ‑ значит, рыба протухшая.
Хозяйство в Червеньском районе Минской области. Рыбу здесь ой как любят, она же всех кормит. Ничего, что на выращивание крупной особи уходит три года. Затраты, как показало время, окупаются. Главное, нужно было разобраться во всех тонкостях только на первый взгляд простого дела! Зато теперь всё на своих местах! Оттого и руководство, и подчинённые чувствуют себя уверенно – как рыбы в воде!
Разводят сегодня в рыбных хозяйствах Беларуси и более ценные виды рыб. Однако, процент этот невелик. А поскольку спрос на осетровых да лососевых растёт, надо бы и предложение увеличивать, чем, рыбная отрасль в ближайшие пять лет и займётся. Стоит задача: увеличить производство этих рыб до двух с половиной тысяч тонн в год. Это значит в 25 раз! Несомненно, такой улов явно поддержит отрасль.
Елена Таразевич, заведующая лабораторией селекции и племенной работы Института рыбного хозяйства: «Это форель, лосось, они требуют воды, кормов, это начинает развиваться. Нужны новые цеха. В Радошковичах строится. Наша задача ‑ улучшить и получить черную и красную икру».
В Норвегии, к слову, стали заниматься селекцией лосося еще 40 лет назад, и теперь эта страна – мировой лидер огромной индустрии, 700 тысяч тонн в год. Вся норвежская сёмга, выращена в огромных садках с использованием специальных биотехнологий. Перед рыбными хозяйствами Беларуси стоит не менее амбициозная задача. Но всё-же задача минимум: построить или расширить свои цеха по переработке рыбы, провести модернизацию оборудования.
Над тем, как и что менять, работают целые Институты. Минсельхозпроду будущее на этом рынке и вовсе представляется светлым – глядишь, через несколько лет внутренний спрос за счет исключительно собственного производства на все сто будет удовлетворяться.
У каждого любителя рыбопродуктов свои кулинарные пристрастия. Однако, как утверждают профессионалы, пресноводная рыбка, не менее полезна, нежели морская и океаническая. Полиненасыщенные жирные кислоты группы «Омега-3», например, которые улучшают работу мозга и сердечно-сосудистой системы, борются с атеросклерозом, гипертонией, ревматизмом, оказывается, есть и в речной форели, а также в мясе карпа. Да, морская рыба богаче йодом, но в ней больше метильных производных ртути, чем у пресноводных. Поэтому ту же макрель, камбалу, рыбу-меч лучше не предлагать беременным женщинам. А вот речная подойдёт даже для детского прикорма.
Вся планета ежегодно употребляет в пищу больше 100 миллионов тонн рыбы, в основном налегая на морскую и океаническую. Больше всего дары моря любят жители Японии. Средний японец съедает в год около 80 килограммов морепродуктов. В этом они видят секрет здоровья и долголетия. А вот среднестатистический белорус в год съедает всего 16 кг рыбы, в 5 раз меньше японца. Так может быть почаще баловать себя рыбкой? – глядишь и проблем со здоровьем станет меньше.
Подписывайтесь на нас в Telegram