То, что происходит в последние недели на Ближнем Востоке и в Северной Африке, вызывает, по меньшей мере, беспокойство. Сотни погибших, тысячи раненых, разрушенная экономика, сломанные судьбы. И непредсказуемость исхода событий. Минувшей ночью в киевский а
Арабское эхо
То, что происходит в последние недели на Ближнем Востоке и в Северной Африке, вызывает, по меньшей мере, беспокойство. Сотни погибших, тысячи раненых, разрушенная экономика, сломанные судьбы. И непредсказуемость исхода событий. Минувшей ночью в киевский аэропорт «Борисполь» на самолете Министерства обороны Украины прибыли пять граждан Беларуси, эвакуированных из Ливии. В начале недели через Москву в Беларусь тоже вернулась группа наших соотечественников.
 
Татьяна Рослова ‑ одна из тех, кто вернулся в Беларусь при первой же возможности. Ужас, который она пережила в первые дни волнений в Ливии, заставил её покинуть страну, где она с мужем прожила почти 20 лет. В Минск из Триполи она прилетела с ребёнком. Супруг остался в самом эпицентре гражданской войны.
 
Татьяна Рослова: «Я живу недалеко от центра Триполи, мужу сегодня утром звонила. Там до сих пор стреляют.Мы снимаем жильё и хозяина квартиры с женой увезли в город Горьян на юге. Он говорит, когда туда ехал, всё было нормально, а когда возвращался назад, вдоль дороги стояли машины с убитыми мирными жителями, т.е. полностью расстрелянными».
 
Арабский мир охвачен огнём и с каждым днём разгорается сильнее.Дымот этого пламени накрывает весь мир. Цены на топливо стремительно растут, и специалисты уже не исключают новый мировой кризис.
 
Райнер Линднер,политолог, экономист (Германия): «Мы даже пока не видим долгосрочных последствий для других регионов: Европы, Центральной Азии и т.д. Что касается социальной структуры, то это тоже пока неизвестно, потому что здесь могут быть разные сценарии, вплоть до экономического хаоса».
 
Людей зазывали на улицу, обвиняя власть в воровстве и обещая со сменой правителя новую жизнь, богатую и сытую, но, по мнению экспертов, подобное бывает только в сказке. Резкие изменения обычно происходят только в худшую сторону.
 
Игорь Семиволос, директор Центра ближневосточных исследований (Украина): «На улицу выходили в основном бедняки, они ждут быстрых изменений, а этих быстрых изменений просто быть не может. Скорее следует ждать обратного отката, ухудшения».
 
Но если в Тунисе, Алжире и Египте речь шла о «революции голодных», то волнения в относительно благополучном Бахрейне вылились в противостояние между шиитами и суннитами, в Иране протестная активность оппозиции провоцирует раскол среди армейской элиты, в Кувейте на улицы вышли иностранные рабочие, а в Иордании бунтуют бедуины. В мире всё громче говорят об «американском следе».
 
Ситуацию пытаются анализировать наблюдатели. Одни винят в происходящем объединённую Европу. Дескать, сначала убаюкивала арабский восток всевозможными посулами, а потом бросила на произвол судьбы.
 
Николай Чергинец, председатель Союза писателей Беларуси, в 1984-1987 гг.советник МВД в Афганистане: «Ясно же, что это направлено, чтобы не допустить сильной Европы, супердержавой должна быть одна страна – в США об этом ещё 15 лет назад заявили. Китай набирает обороты, Индия. А США создает арабский санитарный пояс от Малайзии до Марокко. И я скажу, что некоторые страны могут вообще исчезнуть с географической карты».
 
Пожалуй самая спорная ситуация сегодня складывается в Ливии. Эксперты не могут придти к общему мнению, что же заставило, в общем-то, не бедных, ливийцев не только выйти на улицу, но и взяться за оружие. Ливия ‑ богатая нефтяная страна, с образованным населением, большинство верующих ‑ сунниты, а исламисты не имеют в стране влияния. Внешний фактор, повлиявший на дестабилизацию обстановки, некоторые политологи ставят даже выше фактора внутреннего. Племенная и социальная разобщенность, по их мнению, уступает влиянию зарубежных спецслужб и расчету на цепную реакцию в череде революций.
 
Эмрах Дженгиз, декан факультета политологии Стамбульского университета (Турция): «Я думаю, особую роль сыграли телекоммуникации.Люди, быстро узнавали о волнениях в соседних странах, и особо не задумываясь о последствиях, сразу начинали бунтовать.Ну и посмотрите, что сейчас творится в Ливии: на улицах гибнут люди, производство парализовано, льется кровь, тысячи, тысячи беженцев покидают страну».
 
Кому отольются арабские слёзы, сегодня обсуждает весь мир. Несомненно, политическое противостояние в отдельно взятом регионе отзовётся в мире экономическими последствиями.

Подписывайтесь на нас в Telegram