Хотя гречка – отнюдь не основной продукт и даже любители гречневой каши не употребляют ее каждый день, для кого-то она стала чуть ли не индикатором благосостояния.
Назначить цену

Хотя гречка – отнюдь не основной продукт и даже любители гречневой каши не употребляют ее каждый день, для кого-то она стала чуть ли не индикатором благосостояния. Прояснить ситуацию мы отправили нашего экономического обозревателя Светлану Кнутову.

 

Пенсионерка Галина Ших призналась, гречневую кашу не люблю, в отдел зашла из любопытства. Слышала, что гречка подорожала, а кое-где даже исчезла из продажи. Нашла, правда с трудом. Гречка российского производства, но цена такая, что сразу пропадает аппетит.

 

Инна Куделко, товаровед: «Белорусской гречкой еще торговали неделю назад. Она стоила около пяти тысяч. И предложений от поставщиков нет. Цена – 5 тысяч и 12 – очень разительная».

 

Запасы дешевой белорусской гречки в магазине растаяли буквально за 2-3 дня, хотя их могло хватить на несколько месяцев торговли. Крупу вывозили тележками.

 

Ольга Казяба, кассир: «Да было и 20 кг. Покупали. Кстати, совсем недавно, когда она была по 9 тысяч».

 

В Минсельхозпроде признают, цены на гречневую крупу, действительно, не совсем адекватные. Проблема в том, что собственной гречки в стране не хватает. Рассчитывали собрать 25 тысяч тонн, но из-за засухи получили только 8. Вот и приходится покупать крупу у россиян, а там тоже был не урожай и цены только растут, причем не всегда обосновано.

 

На днях Санкт-Петербургское Управление Федеральной Антимонопольной Службы России обнародовало результаты резонансной проверки. Выяснилось, что минувшим летом коммерсанты воспользовались паникой в связи с неурожаем и синхронно взвинтили цены. Все основные торговые сети Петербурга признаны виновными в ценовом сговоре вначале на гречку, затем и на муку. Возбуждено сразу несколько дел за нарушение антимонопольного законодательства. Кстати, аналогичная проверка ожидает и белорусские торговые предприятия. Решение гречневой проблемы, а на этой неделе ее обсуждали и в правительстве, Минсельхозпрод видит в одном, надо больше производить. В этом году решено увеличить посевы гречихи до 35 тысяч гектаров.

 

Впрочем, специалисты уверены, как только нездоровый спрос спадет, крупа тут же подешевеет. Надо решать другую проблему – психологическую. Ведь принципа, если дорожает, надо брать побольше, к сожалению, придерживается едва ли не каждый третий покупатель. Того и гляди за крупой начнет исчезать сахар, макароны, а то и спички, такое уже было. Потребителей понять можно – пытаются сэкономить, продукты, действительно, с нового года подорожали. Тот же сахар – дважды. С одной стороны мы производим его в полтора раза больше, чем потребляем. С другой, цена на сахар в России почти в 2 раза выше, чем у нас, и дешевый белорусский начали вывозить фурами, нелегально. Нужно хоть немножко, но выравнивать цены, чтобы потом не покупать за рубежом вдвое, а то и втрое дороже. И это касается не только сахара, но и молочной, и мясной продукции. И хотя с начала года цены на продовольственные товары в Беларуси выросли на 3 %, по сравнению с мировым ростом – 32 %, это не такое уж и существенное повышение. Фермер Юрий Семенов говорит, такого никогда не было, чтобы покупатели за картошкой у калитки едва ли не в очереди стояли. От россиян не было отбоя. Сейчас в хранилище картофель только на семена, неприкосновенный запас.

 

Юрий Семенов, глава фермерского хозяйства «Родник» Шумилинского района: «Продовольственный мы реализовали весь осенью, ну был ажиотаж, если было бы в 10 раз больше, мы реализовали бы в 10 раз больше».

 

Татьяна Иванова продавец: «Возмущаются, но берут. Поднимается в магазинах цена, и мы поднимаем цену. Все дорожает, и мы дорожаем».

 

До нового года Татьяна выставляла свой товар максимум за три тысячи, сейчас – 3 500. Картофель выращивает на своем участке. Покупать или не покупать, говорит, дело хозяйское. В магазине – дешевле, но иногда один вид картошки отбивает аппетит. Доля правды, надо признать, в этом есть. Впрочем, и в магазинах цены постепенно догоняют рыночные. Обусловлено это тем, что выросли затраты на хранение. Ну, и тут есть проблема – хранить до сих пор толком не научились – потери до 20 %, отсюда и неприглядный товарный вид и цена – надо компенсировать.

 

Прогнозы Минэкономики вселяют оптимизм. В ближайшие месяцы цены расти не будут. Что же касается мирового роста, – это нашей стране только на руку. Даже самые ярые противники господдержки АПК, притихли. Дискуссии дискуссиями, а обед по расписанию.

 

Подписывайтесь на нас в Telegram