Ошибки диспетчеров и их цена

За безопасность в небе отвечают не только пилоты – в Беларуси проходит международный авиа-тренинг. Безопасность в небе сегодня волнует всех. Авиакатастрофы происходят часто. Причины самые разные – от неполадок самолётов до банальной непогоды. И всё же за
Ошибки диспетчеров и их цена

За безопасность в небе отвечают не только пилоты – в Беларуси проходит международный авиатренинг. Безопасность в небе сегодня волнует всех. Авиакатастрофы происходят часто. Причины самые разные – от неполадок самолётов до банальной непогоды. И всё же за полёты отвечает не только экипаж судна, но и авиадиспетчеры. Сегодня они снова вместе преодолевали экстремальные ситуации.

Ежедневно только в Национальном аэропорту «Минск» взлетают и садятся полсотни самолётов. В сравнении с европейскими аэропортами цифра небольшая. Но если учесть, что каждый день в воздушном пространстве Беларуси пролетают около тысячи рейсов,  работы у авиадиспетчеров хватает.

В небе на перекрёстках скорости крейсерские. На земле артериальное давление авиадиспетчеров подскакивает до напряжённых – 120 на 80. Концентрация внимания и перегрузки сравнимы разве что с полётом на реактивном самолёте.

Ошибка диспетчера привела к самой громкой катастрофе XX века. Во время взлёта в 1977 году на Канарских островах в тумане столкнулись два Боинга. Погибли 583 человека. В 1984 году уже при посадке в метель в российском Омске Ту-154 протаранил аэродромную технику, которая расчищала снег. Диспетчер в буквальном смысле проспал жизни 178 человек. В нынешнем веке самым громким остаётся столкновение самолётов над Боденским озером. Из 71 погибшего 52 оказались дети.

Это в небе их разделяют иногда тысячи километров. На земле пилот и диспетчеры отрабатывают инциденты, находясь в соседних комнатах. Отказ двигателя, опасное сближение, захват воздушного судна. Около 8 сценариев-головоломок. Тренинги определяют уровень профессионализма. Впрочем, не без экстремальных ситуаций обходятся и обычные будни.

Около 200 тысяч самолётов в год. Рейсы половины стран мира. Такой лётный трафик с земли мало заметен. Его отслеживают радары. Белые точки на мониторах – самолёты (свыше 20 одновременно) и жизни пассажиров и экипажей. За перелётами в паутине воздушных коридоров, которые пролегли через всю страну, следят.

Связь и информация – важнейший элемент безопасности полётов. Не меньшее внимание – пониманию. Профессиональное владение языком – ещё один этап конкурса.

В соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации  радиосообщение ведётся сугубо на английском языке. Беларусь присоединится к этим лингвистическим стандартам безопасности уже 5 марта.

Подписывайтесь на нас в Telegram