Юбилей недели. 8 февраля исполнилось бы 90 лет классику белорусской литературы Ивану Мележу. Его знаменитая трилогия «Люди на болоте» одно из любимых произведений нескольких поколений белорусов. А чем же живет сейчас полесская глубинка – малая родина Ме
Люди на болоте
Юбилей недели. 8 февраля исполнилось бы 90 лет классику белорусской литературы Ивану Мележу. Его знаменитая трилогия «Люди на болоте» ‑ одно из любимых произведений нескольких поколений белорусов. А чем же живет сейчас полесская глубинка – малая родина Мележа?
 
Кто видел фильм «Люди на болоте», удивится: как на самом деле сегодня выглядит деревня Куренёвка в Гомельской области. А ведь это и есть те самые Курени, где жили герои мележевской «Полесской хроники». Фильм режиссёру Виктору Турову пришлось снимать в Берёзовском заповеднике. И не потому, что Мележ выдумал деревню-остров, окружённую непроходимыми болотами. Просто мелиорация и, как сказали бы сейчас, «возрождение села» преобразили эти места до неузнаваемости.
 
К автолавке в Куренёвке на этот раз вышла ровно половина деревни – четыре человека. Василия Васильича и Василину Алексевну соседи в шутку прозвали Василь да Ганна. Они, как и герои Мележа, знали друг друга с детства. Как и Ганна Чернушка, Василина росла с мачехой и слыла в деревне первой красавицей. Но, в отличие от литературной героини, замуж вышла по любви. Своего земляка Ивана Мележа Василий и Василина помнят хорошо, хоть он и жил в другой деревне – в Глинищах, за семь километров отсюда. Сюда же, в Куренёвку, будущий летописец этих мест прибегал частенько к любимому деду Денису. В «Людях на болоте» ‑ это дед Василя Дятлика. Книгу своего прославленного земляка Василий Васильич называет правдивой хроникой деревни Куренёвка.
 
Среднюю школу Иван Мележ окончил с отличием и поехал за знаниями в белокаменную. Парень из полесской глуши поступил в Московский институт истории, философии и литературы. Однако, учиться пришлось недолго: с первого курса его призвали в Красную Армию. На фронтах Великой Отечественной воевал с первого же дня войны, дважды был ранен. После чего сначала служил в редакции дивизионной газеты, а затем преподавал военную подготовку в БГУ. Ещё до войны вышло первое стихотворение Мележа. Он проявил себя также в публицистике и драматургии. Из-под его пера вышло 9 сборников рассказов, роман «Минское направление» и трилогия «Полесская хроника». За романы «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» писатель был удостоен Ленинской премии. А за большие достижения в развитии белорусской литературы Ивану Павловичу Мележу в 1972 году присвоено почетное звание народного писателя БССР. Посмертно писателю была присуждена государственная премия БCCР. Кстати, по замыслу Мележа, трилогия «Полесская хроника» должна была иметь продолжение – ещё две части.
И снова – о бесконечно любимой писателем малой родине.
 
Бабка Алёна в молодости жила в Глинищах через пару дворов от дома Ивана Мележа. Сюда, в Куренёвку, переехала после свадьбы, за мужем. Хвалится, что всё ещё на своих ногах. И за дровами, и за водой ходит сама. Благо, колодец свой, прямо у дома. Чтобыколодец, что называется, жил, самоочищался, из него нужно забирать воду как можно чаще. А одинокой старушке и ведра на неделю хватает. Уезжать к родственникам из Куренёвки бабка Алёна ни за что не соглашается.
 
Самому молодому жителю Куренёвки Василию тоже предлагали переехать. В агрогородок. Но почему он остался в деревне со стариками, убежденный холостяк, видимо, не может объяснить даже сам себе. Как злостному неплательщику за коммунальные услуги, Василию в воспитательных целях электрики на днях отключили свет. Бедолага планирует рассчитаться по долгам с первой же зарплаты. А пока телевизор оказался временно недоступен, уселся за чтение. Любимая книга, как и у всех односельчан, естественно, «Люди на болоте».
 
Родная деревня писателя, Глинище, как мы уже говорили, сегодня агрогородок. Председатель местного хозяйства имени Мележа Василий Корольчук с гордостью показывает колхозные поля. Урожайность – самая высокая в районе. Может, в других деревнях современные сельчане и отказываются порой от земельных участков – всё ведь можно купить в магазине. А вот у потомков «людей на болоте», видимо, любовь к земле уже в крови.
 
Имя земляка, прославившего на весь мир людей на болоте, носит и колхоз, и школа, и главная улица. Да и сама фамилия Мележ в деревне одна из самых распространенных. Вера Михайловна Мележ – дальняя родственница писателя – учитель белорусского языка. Кому, как ни ей, проводить экскурсии в школьном музее под открытым небом? Главный экспонат ‑ архитектурное изобретение полешуков – дом на сваях.
 
Смотрительница деревенского музея, двоюродная племянница Мележа, Софья Липницкая раньше работала секретарём в сельсовете. Когда книга «Люди на болоте» вышла в свет, в сельсовет со всего Советского Союза стали приходить письма, адресованные. Василю Дятлику, Ганне Чернушке и Ивану Мележу.
 
Сегодня любой из сельчан вам здесь покажет и то самое озеро, где хотела утопиться несчастная Хадоска. И грушу, заботливо огороженную заборчиком. Мол, именно под этой грушей дрались за землю Василь с Евхимом. И все приезжие вслед за местными жителями признают: что и эта груша, и озеро, и деревня Куренёвка – действительно особенные. Оттого, что именно им суждено было запасть в душу парнишке из обычной крестьянской семьи – Ивану Мележу. А он смог подобрать такие слова, что они стали для целой нации кодом генетической памяти. И ответом на извечные вопросы: Кто мы? Откуда? Куда идем?

Подписывайтесь на нас в Telegram