Увеличить экспорт и занять устойчивые позиции на мировом рынке продовольствия

На фоне роста цен на продукты питания, перерабатывающая промышленность для Беларуси приобретает стратегическое значение.
Увеличить экспорт и занять устойчивые позиции на мировом рынке продовольствия
На фоне роста цен на продукты питания перерабатывающая промышленность для Беларуси приобретает стратегическое значение.
 
Вот почему Александр Лукашенко с первых минут совещания подчеркнул: разговор не ограничится рамками одной молочной отрасли и взаимоотношениями с очередным зарубежным инвестором, а коснётся многих аспектов.
 
«Переработка сельхозпродукции не только для Беларуси, для любой страны в современных условиях приобретает стратегическое значение», – пояснил Глава государства. «Два миллиарда населения в мире голодают. Все бунты, которые происходят сегодня в мире, в том числе в странах Северной Африки, начались потому, что не хватало продовольствия, а то, что было, неподъёмно для 75 % населения этих государств. На заре своей президентской деятельности я отбил всякие попытки приватизации подобных отраслей, которые обеспечивают продовольственную безопасность нашего государства. Было чётко и однозначно заявлено: мы сами должны с этим справиться. Это касалось молоко- и мясопереработки, модернизации предприятий по производству сахара, производства пива ‑ всего, что было связано с продуктами питания».
 
Из всех направлений белорусского сельского хозяйства молочному, пожалуй, больше остальных уделялось внимание и организационное, и финансовое. В каждом районе создавали современные молочно-товарные фермы, модернизировали молокозаводы. На всё это тратили триллионы рублей, на определённом этапе работали даже в убыток, чтобы уже сегодня показать высокий результат. В областях рентабельность разная: например, в Витебской пока всего 2.5 %, а в Минской уже больше 14, но в целом по стране доходность молока – 9.2 %. 45 белорусских предприятий заработали на экспорте за прошлый год полтора миллиарда долларов.
 
Не случайно на сегодняшнее совещание пригласили представителей теперь уже французско-российской компании «Данон-Юнимилк». Ведь в своё время это был первый серьёзный проект с зарубежными инвестициями в молочной отрасли. Совместные предприятия в Пружанах и Шклове появились в 2009. В Могилёвскую область Александр Лукашенко лично приезжал знакомиться с бизнес-планами. В обмен на льготы инвестор обещал развивать кормовую базу, выпускать широкий спектр продукции, но прошло время, а работа свелась, по сути, к обычному розливу белорусского молока в российскую тару.
 
Большую долю критики Президент сегодня адресовал белорусским чиновникам. Ведь многие из них (начиная от председателя райисполкома или губернатора до членов правительства) видели, что инвестор не выполняет обязательства, но должным образом не реагировали. Такую реакцию Главы государства на необязательность частного бизнеса можно назвать «назиданием другим инвесторам» и предупреждением белорусским чиновникам.
 
По данным комитета госконтроля, анализ соглашений, которые подписывали белорусские чиновники с инвесторами, вообще часто носит характер протоколов о намерении. То есть обязательства есть, но в контрактах они не прописаны.
 
Отдельную порцию критики Президент адресовал главе Нацбанка. Именно Пётр Прокопович курирует важнейшие проекты АПК, большинство сельхозобъектов построены за счёт банковских ресурсов.
 
Александр Лукашенко подчеркнул: он абсолютно не против мировых брендов, таких, как тот же «Данон». Главное условие совместной работы – выполнение договорённостей. В противном случае развивать перспективные отрасли можно и за счёт внутренних ресурсов.
 
Несколько замечаний прозвучали и со стороны президентской администрации. Инвестор ещё не выполнил старые обязательства, а уже просит о продаже контрольных пакетов других молочных предприятий.
 
Андрей Кобяков, заместитель главы Администрации Президента: «У нас нет денег на реализацию, мы привлекали инвестора. Но пока всё строится за счёт денег Нацбанка. Их всё устраивает! Зоны строятся, прибыль растёт».
 
Заканчивая совещание, Президент назвал сроки. Первый квартал 2011 года. К этому времени инвестор должен определиться: либо исправлять свои ошибки, выполнять обещания и работать на перспективу, либо покинуть белорусский рынок.

Подписывайтесь на нас в Telegram