Иметь диплом об окончании высшего учебного заведения всегда было престижно. Это гарантирует не только хорошее рабочее место, но и сократит время на его поиски. В последние годы ситуация изменилась. В Беларуси появилось много новых ВУЗов, открылись филиалы
Рабочие руки
Иметь диплом об окончании высшего учебного заведения всегда было престижно. Это гарантирует не только хорошее рабочее место, но и сократит время на его поиски. В последние годы ситуация изменилась. В Беларуси появилось много новых ВУЗов, открылись филиалы зарубежных институтов, и высшее образование стало более чем доступным. Однако, после получения заветного диплома высококлассные специалисты нередко становятся его заложниками.
 
Беларусь ‑ одна из немногих стран, которая после распада союза сохранила школу профессионального технического образования. И не просто, чтобы было куда пойти не поступившим в ВУЗы, а для того чтобы было кому развивать производство. Тем более, что традиционное у нас машиностроение и сельское хозяйство сегодня активно потеснят атомная энергетика и IT-технологии. То, что школу ПТУ сохранили не зря, подтверждает и статистка рынка труда. Среди других стран СНГ у нас рекордно низкий уровень безработицы: всего 0.7 %. Работает промышленность, растут заказы, да и белорусы, которые ещё несколько лет назад уезжали за длинным рублем в Россию, вернулись домой.
 
Андрей Казючиц по примеру старшего брата после 9 класса поступил в минский профессиональный лицей автомобилестроения. Его специальность: токарь-фрезеровщик. В классе 32 ученика – все парни. Для многих лицей лишь подготовка перед поступлением в ВУЗы.
 
Два дня в неделю производственная практика, когда, не отрываясь от учебы можно ещё и заработать. В месяц около 250 тысяч ‑ на карманные расходы, притом, что кормят в лицее бесплатно. А заказов у лицея хватает. Только за прошлый год на производстве комплектующих заработали более одного миллиарда рублей. Среди клиентов и георазведка, и кабельные сети, и сельхозпредприятия, но основной заказчик МАЗ, он же основной работодатель. Ежегодно минский автомобильный завод принимает на работу более 500 новобранцев. Правда, как и на многих предприятиях, на Мазе следят за современными технологиями и закупают новое оборудование, потому прежде, чем допустить к станку, новичков приходится доучивать.
 
Сейчас на заводе 162 вакансии по различным специальностям. Средняя зарплата до 2 ух миллионов, правда, предпочтения работникам с разрядом не ниже четвертого.
 
Пальто как от Армани Светлане Кучинской, учащейся третьего курса минского колледжа швейного производства, далось за пару недель, ещё несколько дней на последние штрихи, и в её коллекции появится новая модель, в зачётке хорошая оценка и больше шансов, что будущий клиент костюм закажет именно у неё.
 
Минский колледж швейного производства ‑ что-то вроде небольшого предприятия. Здесь учат шить и выгодно продавать свои навыки. Прямо в колледже своё ателье, среди клиентов частные лица и целые организации: прокуратура, суды, железная дорога. Заказывают сценические костюмы артисты и творческие коллективы. Шьют студенты, под контролем мастеров. В колледже двухуровневая образовательная программа: готовят от портного до модельера-конструктора в зависимости от базового уровня подготовки. За 60 лет ‑ более 12 тысяч выпускников, которые не только мастера на все руки, но и, как оказалось, ноги. Сами шьют ‑ сами демонстрируют свои наряды.
 
Деньги с прибыли руководство вкладывает в модернизацию, приобретает современные швейные машины, ткани и модную фурнитуру, такое изобилие встретишь не в каждом магазине. Компьютерными программами здесь тоже никого не удивишь. Они не только облегчают процесс конструирования, или как этот, вышивку по заданному рисунку, но и минимизируют ошибки. Несмотря на все условия, созданные в лицее швейного производства, директор признается, что не хватает главного ‑ кадровой заинтересованности со стороны предприятий.
 
Новый кодекс об образовании, который вступит в силу с 1 сентября, должен повысить престиж профессионально-технического образования. Советская школа и программы ПТУ устарели, новые технологии и оборудование на предприятиях требует и адекватной подготовки кадров.Сегодня в Беларуси 219 учебных заведений профессионально-технического образования, из них 112 ‑ лицеи, 70 колледжи и только 37 ПТУ, которые вскоре и вовсе исчезнут как вид. Выпускники профтехучилищ сегодня менее востребованы и менее оплачиваемые. Совсем другое дело ‑ профессионально-технический колледж. Разница в том, что выпускник приравнивается к специалистам среднего звена. У него есть профессия, образование, высокая категория и возможность учится дальше.
 
Борис Иванов, заместитель министра образования Беларуси: «Тенденция такая, что ПТУ исчезнут, будут преобразованы в лицеи более высокого уровня типа, преподаваться предметы будут на более высоком уровне, Появляются профессии сферы услуг, где необходимы знания английского, компьютера, рабочий сегодня другого поколения, не исключено, что мы сегодня будем переходить, чтобы рабочему давать средне специальное образование. Это ближе к специалистам среднего звена, но это рабочий, который должен обладать хорошими знаниями, практическими навыками и теоретическими. В этом плане пошли по пути создания новых типов учебных заведений ‑ ПТК. В котором средне специальное техническое образование и профессионально техническое образование интегрируется со средне специальным образованием, содержание другое. Нарекания от работодателей, что не все выпускники обладают нужными навыками для осуществления тех или иных работ не ниже 4 разряда. Потому ввели, что на практическое обучение должно отводиться не менее 40 % часов от всего времени на подготовку по программе профессионально технического образования».
 
Полгода в статусе колледжа работает бывшее профессионально-техническое училище монтажных и подъемно-транспортных работ. И это не просто смена вывески, а всеобщая перезагрузка – подбор высококвалифицированных педагогов и современная материально-техническая база: начиная от классов, до полного парка учебной техники. Кстати, этот колледж ‑ единственный в Беларуси, где готовят машинистов башенного, мостового и козлового кранов. В этом году был даже конкурс: 1.5 человека на место, тогда как в некоторых колледжах большой недобор. Несколько лет назад появилась современная компьютеризированная автомобильная лаборатория, где учат диагностировать техническое состояние машины и устранять поломки.
 
Директор колледжа Татьяна Ястреб когда-то сама после окончания школы, несмотря на хороший аттестат, пошла учиться в училище на маляра. Желание современной молодежи иметь диплом о высшем образовании понимает ‑ все нынче хотят быть руководителями. Однако, если за её выпускниками от предприятий выстраивается очередь, то вот выпускникам из ВУЗов приходится выстаивать очередь на бирже труда или, что чаще ‑ работать не по специальности.
 
Нашему примеру последовала Литва. Правительство страны бьёт тревогу – уезжают квалифицированные рабочие кадры. Всё чаще слышны призывы об упрощении въезда специалистов из стран СНГ. Дефицит рабочих рук должна восполнить система профессионального обучения, чтобы её реформировать государство собирается выделить полмиллиарда литов.
 
Ромуальдас Пусвашкис, заместитель директора департамента общего и профессионального обучения Министерство образования Литовской Республики: «В этом году будет основано 8 «секторных» центров практического обучения из планируемых 42. Это направлено на оптимизацию системы профессионального обучения и улучшение качества самого обучения. Этот факт был отмечен в отчёте Государственного контролера. «Секторные» центры позволять более прозрачно и эффективно использовать инвестиции для получения максимального результата. Одной из основных целей таких центров будет максимально приблизить уровень знаний к требованиям современного рынка труда. Мы также привлекаем к нашим проектам частные компании. Это позволяет повышать квалификацию преподавателям на конкретном производстве с современным оборудованием».
 
Винцентас Клемка, директор центра профессионального обучения технологий и бизнеса: «К сожалению, не хватает социального заказа от работодателей. Конечно, контакты есть, и порой успешные, но это скорее исключение. На данный момент мы осуществляем два проекта по модернизации технической базы и надеемся, что это поможет нам в ближайшем будущем выпускать нужных и полезных для рынка труда специалистов. Другой вопрос – экономика, если экономическая ситуация не позволит нашим выпускникам получать достойную зарплату, то они, конечно, будут думать о применении своих навыков в других государствах».
 
Минчанин Владимир Садко когда-то сам закончил ПТУ, потом физико-технический институт, трижды становился лучшим изобретателем Беларуси, его не раз приглашали на работу за рубеж, но он остался. Карьеру учёную успешно совмещает с бизнесом на родине. Его предприятие разрабатывает технологии и выпускает оборудование для тяжёлой промышленности. Фотографии на стене в офисе – география продаж: Индия, Турция, США, Европа, практически все страны СНГ. Сегодня как раз запуск очередной машины поперечно-клиновой прокатки – её создавали целый год по заказу зарубежной золотодобывающей компании. Учёного-бизнесмена приглашают в европейскую ассоциацию производителей, но делиться научными секретами с иностранцами он не торопится, зато охотно передает их молодым. Каждый год с родного ПТУ, ныне 9 лицея автомобилестроения, берёт на практику учеников, многие из которых остаются.
 
Во всех развитых странах, таких как Германия, США, Китай – система средне специального образования очень развита и государство для её поддержки не жалеет средств. Создаётся целый срез специалистов, которым не обязательно иметь высшее образование, чтобы собирать автомобили, выпускать лекарства или добывать нефть и газ. Беларусь в этом отношении не исключение. Правда, теперь стоит задача: сохранившуюся школу профтехобразования модернизировать, чтобы соответствовать требованиям отечественных предприятий и запросам национальной экономики.

Подписывайтесь на нас в Telegram