Буквально неделю назад наш телеканал рассказывал о проблемах жителей польского города Ныса. Напомним, полгода назад местные жители, заподозрив городское руководство в коррупции, пытались провести референдум, который, по мнению общественных активистов, про
Мимо Варшавы
Буквально неделю назад наш телеканал рассказывал о проблемах жителей польского города Ныса. Напомним, полгода назад местные жители, заподозрив городское руководство в коррупции, пытались провести референдум, который, по мнению общественных активистов, провалился, благодаря стараниям властей. На сюжет ОНТ нервно отреагировали не только власти, но и многие польские газеты и телеканалы.
 
Впрочем, по мнению Януша Саноцкого, экс-мэра Нысы, и главного оппонента нынешней местной власти – о какой либо справедливости в польской прессе в данном случае речь не идёт.
 
Грифицы – уютный туристический городок в Западно-Поморском воеводстве Польши, неподалеку от балтийского побережья. Однако, по мнению, редактора одной из местных газет – здесь вовсе не так все мило, как кажется на первый взгляд.
 
Веслав-Войтех Шмидт, редактор газеты: «Я тоже был сначала удивлен этой ситуацией. Я здесь с 2006 года. С тех пор издается и газета, и мы давно пишем об этой ситуации. Хотя нам угрожают, пугают наших рекламодателей».
 
Деятельность местной власти периодически даёт повод не только для журналистских публикаций, но и для народных протестов. По словам господина Шмидта, в этих местах весьма высокая безработица, проблемы с жильем, что иногда лишает местных жителей сколь-нибудь достойных жизненных перспектив.
 
В пустых глазницах окон вот этого дома в самом центре города, по мнению польского журналиста Шмидта, видны все недостатки местной системы власти. Когда-то это было здание кинотеатра, здесь же находилось и несколько жилых квартир. Когда кино стало никому не нужно – здание продали вместе с жителями. Вместо кинотеатра здесь появилась дискотека, но и она вскоре перестала приносить нужный доход. Хозяин продал дом – опять-таки вместе с жильцами. Хотя прежде по закону бизнесмен за свой счет должен был предоставить жителям дома другое жилье. Но на это не оказалось денег. Суд, по словам жильцов, принял решение их выселить до 28 января и признал их право на социальное жилье. Но сожалению, достойных квартир пока нет. Между тем этот с позволения сказать дом идет под снос.
 
Мирослав Токарски, рабочий: «Мне предложили квартиру, что-то типа коммуналки с общей кухней. Но это не самое плохое. Там текут трубы, сыплется потолок, нет пола. Там жить невозможно. И всё же я надеюсь на лучшее».
 
Помимо Мирослава практически бездомной оказалась 67-летняя пенсионерка и ее дочь. Пожилой женщине приходится ютиться у сына.
 
Бронислава Карчмарек, пенсионерка: «Мне пообещали жильё в течение года. Надеюсь, это так и будет. Но ведь так нельзя надо было сначала расселить, а потом вынимать окна и снимать крышу».
 
Как ни странно, недовольство местной властью высказывают не только так называемые социально-незащищенные слои населения, но и в вполне обеспеченные поляки. Отец Ярослава Флюдерского владеет небольшой частной гидроэлектростанцией. Сам Ярослав тоже хотел начать свое дело, но в последнее время все больше сомневается.
 
Ярослав Флюдерски, предприниматель: «У меня уже был бизнес-план на открытие ресторана. Я всё подготовил. Но учитывая опыт отношений моих родителей с местной властью, я сомневаюсь… Нет здесь никакой гарантии, что у меня не будет каждый день, например, санитарной проверки. А ведь не секрет, что если надо прицепиться, то всегда найдётся к чему. И какая тут демократия? Какая защита? Бюллетень опустил в урну, вот и вся демократия».
 
Ян Бебкевич почти в два раза старше Ярослава, но их взгляды схожи. Ян живёт в соседнем местечке Тшебятув. У жены небольшое кафе, семья сдаёт квартиры, владеет землей, вместе с сыном не так давно открыли небольшую гостиницу. Но, несмотря на относительное финансовое благополучие, о местной демократии Бебкевич отзывается однозначно.
 
Ян Бебкевич, предприниматель: «Здесь нет никакой демократии, это просто фикция. Я так это всё как простой человек понимаю. Не хочу никого оскорбить, никому помешать. Понимаю это следующим образом. Остались эти коммунистические устои, которые служат, тому, что сегодня у вас есть собственность, а завтра у вас её уже нет. Остались эти правила. Впрочем, эти люди отлично спрятались за демократией. За то, что называется демократией, за то, что должно быть. Во времена этой вредной коммуны такого не было, а сейчас можно. Выкинуть человека».
 
По словам пана Бебкевича, ему не раз приходилось сталкиваться как с местной властью, так и с судебной системой. К которой он, в итоге, потерял всяческое доверие.
 
Ян Бебкевич, предприниматель: «В Польше в суде сначала нужно доказать, что ты не верблюд. Так у нас тут говорят. То есть, доказать очевидные вещи, а что должен тут доказывать. Это будут неизвестно какие затраты. Я абсолютно не уверен, что мне это вернут, я в этом не уверен. Можно пожаловаться в министерство, можно высказаться в СМИ, только это ничего не даст, нормальный человек это обычный ноль, он здесь никто».
 
Об инертности чиновников Бебкевич рассказывает на примере вот этой сельской гостиницы, на ремонт которой он так и не смог получить финансовую помощь из дотаций ЕС на развитие инфраструктуры.
 
Ян Бебкевич, предприниматель: «Я сделал бизнес-план, составил смету, мне помогли специалисты сделать всё, что было необходимо для получения помощи в ЕС. К сожалению, не получилось, деньги пошли обратно в ЕС. А мы из собственного кармана сделали это».
 
Кстати, Польша, и это факт, благодаря нерасторопности местных чиновников, действительно не всегда с умом использует европейские инвестиции. За что периодически получает штрафы. Прав Бебкевич или нет, сказать сложно. В польских законах слишком много нюансов и подводных камней. И все же, по мнению адвокатов, добиться правды можно и в польских судах.
 
Генрих Дзидо, адвокат: «Я не скажу, что в Польше все хорошо. Нет и не было хорошо. Но нельзя говорить о повсеместной коррупции. Всегда есть возможность подать апелляцию в суд высшей инстанции. Очень часто те, кто говорят о тотальной коррупции, просто расписываются в своем бессилии. В Польше во многом действуют механизмы так называемого дикого капитализма. Те, кто не расторопен и не шевелится ‑ остаётся на обочине жизни. Вместе с тем много примеров, когда действительно несправедливые обвинения ломают людям жизнь. Даже если их признают невиновными, а процесс длился почти пять лет, то их репутация подмочена и никто этого им не вернёт. Такие примеры есть, в том числе и с крупными бизнесменами».
 
Впрочем, на грифицкие власти и полицию не раз обращала внимание польская пресса. Вот сюжет телеканала Polsat об исключительно рассеянном полицейском. Который, якобы по ошибке, по очереди обвинил в одном и том же преступлении трёх абсолютно разных невиновных людей. А всё якобы только потому, что у них похожие фамилии. И, несмотря на это, был повышен в должности.
 
Ещё один репортаж о местном враче, который за 200 злотых сделал женщине фиктивное медицинское заключение, о том, что её избил муж. Позже тоже за 200 злотых такое же заключение он сделал и польской журналистке, которую муж точно не бил. Все это было снято. Несмотря на эти доказательства, никаких санкций к лжеврачу не применили. Впрочем, это тоже далеко не все нарушения. По словам редактора местной газеты Веслава Шмидта, а также его внештатного сотрудника Мариуша Чэрвиньского, с нарушениями проходили здесь прошлогодние местные выборы.
 
Мариуш Чэрвиньски: «Об этом сообщалось, но никакой реакции не было. Я понял, что бессмысленно, и больше никуда не обращался. Я вам так скажу, когда я вижу, что здесь происходит, в том числе это касается, разговоров о Беларуси, мне кажется, что всё это делается, чтобы отвлечь внимание от тех проблеем, которые у нас в Польше».
 
Богумила Миколайчик, экс-кандидат на пост мэра соседнего местечка Плоты, с Чэрвиньским согласна. С ней после выборов обошлись демократично, даже слишком. Мэр города, он, кстати, на этом посту уже 16 лет, уволил Богумилу. От сотрудницы местной управы избавились по причине, цитата: «утраты доверия».
 
Веслав-Войтех Шмидт, редактор газеты: «Выборы фальсифицируются, и я говорю это с полной ответственностью. Голоса покупают. Поскольку здесь безработица, то нет рабочих мест, нет предприятий. Если кто-то пойдет против власти – потеряет работу. Мы обращались и информировали даже генеральную прокуратуру, и это ничего не дало. Никто даже нас спросил о подробностях».
 
Кстати, поговорить на эту тему с представителями действующей власти, увы, не получилось.
 
Возможно, всё это лишь часть местных проблем, до решения которых у некоторых столоначальников просто не доходят руки. Увы, либеральный принцип: ваши проблемы – это ваши проблемы, хоть и приучает людей к самостоятельности, но и загоняет их же в тупик. Происходит это, к сожалению, довольно часто, о чем говорят сами поляки.

Подписывайтесь на нас в Telegram