Страсбургский пирог

Ложку дегтя, правда, нельзя сказать, что она была неожиданной, в бочку меда Беларуси добавил Европарламент. В четверг депутаты хоть и не единогласно, но все-таки приняли резолюцию по Беларуси.
Страсбургский пирог

Ложку дегтя, правда, нельзя сказать, что она была неожиданной, в бочку меда Беларуси добавил Европарламент. В четверг депутаты хоть и не единогласно, но все-таки приняли резолюцию по Беларуси. Причем, его председатель – Ежи Бузек, и был одним из основных инициаторов появления этого документа.

 

В ней настоятельные требования: ввести санкции против нашей страны, заморозить счета белорусских предприятий, запретить въезд в Европу высокопоставленным чиновникам, исключить Беларусь из совместных программ, в частности, из «Восточного партнерства», и даже лишить Минск возможности проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Резолюции Европарламента носят рекомендательный характер. И рекомендуют этот далеко не джентльменский набор для применения – Еврокомиссии, то есть министрам Евросоюза.

 

Описанные в резолюции методы давления на Беларусь действительно получились стандартными и предсказуемыми: возобновить санкции в отношении руководства страны, то есть запретить выдачу виз высшим белорусским чиновникам, заморозить финансовую помощь, которая идёт через Международный валютный фонд и европейские банки, приостановить участие страны в «Восточном партнерстве». В общем, в понимании европарламентариев, прекратить помогать властям. Зато в документе содержится призыв усиленно поддержать, в том числе и финансово, деятельность, например, оппозиционных средств массовой информации, неправительственных организаций и, вообще, оппозиции, то есть помогать стране, по убеждению евродепутатов – это оказывать финансовую помощь абсолютному меньшинству белорусских граждан. Хитрый ход круговорота долларов и евро. Как говорится, что потратили, то и приобрели. Но против кого, спрашивается, могут быть направлены экономические санкции, за которые так рьяно выступают в Европарламенте?

 

Вадим Карасев, политолог: «Нужно учитывать, что в белорусской экономике в последнее время достаточно влиятельные позиции европейского капитала. Немецкого капитала и ряда других стран. Поскольку в Беларуси активно и достаточно успешно производится продукция фирм «BOSH», «Siemens» и т.д. Поэтому вводить экономические санкции, это значит вводить санкции против европейского капитала. Это неразумно, нелогично и не рационально. Если вводить экономические санкции по отношению к Беларуси, то пострадают, прежде всего, простые белорусы. Евросоюз, Запад в своих санкциях подходит избирательно. Он пытается наказать чиновников, представителей режима, власть, но не самих граждан. Поэтому вряд ли эти санкции будут носить характер экономического давления на Беларусь, чтобы страдал простой белорусский народ, простой белорусский избиратель».

 

Еще одна знаковая строка резолюции – Чемпионат мира по хоккею 2014 года не должен проводиться в Беларуси, пока ее власти не освободят всех задержанных в ходе беспорядков 19 декабря. Что думают об этом в международных спортивных организациях или просто хоккейные фанаты, пока никто не выяснял. А ведь вывод на поверхности. Евродепутаты занимаются грубой корректировкой спортивных принципов, явно превышают пределы своей компетенции, и, вообще, лезут со своим уставом в чужой монастырь. Но, пожалуй, самый главный ультиматум – это требование провести у нас повторные выборы. Что, по мнению большинства экспертов, как белорусских, так и зарубежных ни что иное как прямое вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

 

Владимир Скачко, публицист (Украина): «Это, как бы, хорошая мина при плохой игре. Евросоюз должен как-то отчитаться перед своими избирателями, почему еще полгода назад он активно затягивал Лукашенко в соседи, обещал ему дать много денег. Пытался обменять «внедрение демократических принципов» в Беларуси на какие-то деньги. Ну, не торгуют демократией. Свободу нельзя подарить, а сейчас попытка такая, ах ты «батька» не послушал нас, мы тебя опять не пустим в Европу».

 

Справедливости ради стоит отметить, что наиболее одиозные решения, такие, как запрет на выступления белорусских спортсменов на международных соревнованиях, вплоть до олимпиады – это инициатива европейской народной партии. Эту парламентскую фракцию отличает активное общение с белорусской оппозицией. Впрочем, такой односторонний взгляд на Беларусь, даже в самом Европарламенте устраивает далеко не всех.

 

Александр Мирский, депутат Европарламента (Латвия): «Любые международные действия должны быть адекватными. Я, например, категорически против того, чтобы белорусские спортсмены не могли участвовать в международных и олимпийских соревнованиях только потому, что оспаривается легитимность выборов в Беларуси. Далее, если говорить о санкциях как таковых, то меня, как депутата Европарламента, поразило, когда на Комиссии по иностранным делам выступали только представители белорусской оппозиции, а представителей властей даже не захотели выслушать. В этой связи возникает впечатление, что не до конца разобрались в ситуации в Беларуси и эти резкие телодвижения – это результат хаотичности и нежелания до конца разобраться, что же реально произошло и происходит в этой стране. Я глубоко убеждён, что вести диалог надо не только с оппозицией, как того требуют в Европарламенте антибелорусские силы, а обязательно и с представителями белорусских властей. Нравится это кому-то или нет. Выборы прошли. Очевидно, что белорусский президент имеет поддержку в народе, а значит необходимо общаться. Иначе то, что Европа хочет сказать Беларуси, там не будет услышано».

 

Но, к сожалению, такие здравые мысли в Европарламенте звучали как глас вопиющего в пустыне. И это не случайно, ведь инициатором радикальных решений выступил ни кто иной, как господин Ежи Бузек, нынешний председатель Европарламента.

 

Ежи Бузек – польский политик. С 1980 года – активист движения «Солидарность». В 1997 году избран депутатом польского Сейма. С октября 1997 года по октябрь 2001 года премьер-министр Польши. С 2004 года – депутат Европарламента. Полтора года назад избран его председателем. О его личных взглядах на демократию в самой Польше наслышаны. Например, Анджей Леппер лидер партии «Самооборона» хорошо помнит, как Бузек, будучи премьер-министром, в 2000 году санкционировал его арест. Дело в том, что Леппер активно критиковал действия правительства в отношении крестьян. Ценовая политика в сельхоззакупках довела их до разорения. Последние заявления он делал в Индии с трибуны международного форума. Как только вернулся на родину, на него надели наручники. Кстати, что касается самой резолюции, то её решения необязательны для исполнения. Это лишь позиция Евродепутатов, но, так или иначе, резолюция пока произвела не столько политический либо экономический эффект, сколько информационный.

 

Мирослав Митрофанов, политолог (Латвия): «Это напоминает театр абсурда. Наказывать Беларусь за какие-то события, которые последовали за выборами – несправедливо, нехорошо. Это связано с потеплением отношений с Россией».

 

Александр Проханов, писатель, главный редактор газеты «Завтра» (Россия): «Европа строила свои отношения с Лукашенко исходя из своей доктрины. Она хотела своим пылесосом вытащить Лукашенко из сферы влияния России».

 

Впереди Европы всей пошла Польша, заявив еще в среду о том, что она в одностороннем порядке утвердила черный список белорусских чиновников, судей и прокуроров, которым въезд в страну уже запрещен. А в четверг Александр Лукашенко на совещании по внутриполитическим вопросам, предельно чётко обозначил позицию нашей страны в отношении как уже принятых, так и только предполагаемых санкций.

 

Александр Лукашенко: «Нам грозят санкциями (мы это уже слышали и переживали в свое время, поэтому не буду подробно останавливаться): то ли блокаду объявить, то ли еще что-то изолировать. Еще раз подчеркиваю: мы это уже проходили. Если Европа, Америка и кое-кто еще хотят наступить второй раз на те же грабли, Господь им в дорогу. Наша позиция должна быть незыблемой. Белорусский народ – хозяин на своей земле, и никому не дано право решать за нас, как нам жить. Невмешательство во внутренние дела – это принцип, признанный всем мировым сообществом. И даже самым сильным и мощным державам не позволено его нарушать. Поэтому, исходя из сказанного, поручение правительству одно: в случае, если кто-либо попытается ввести против страны экономические или иные санкции, мы должны немедленно отреагировать, подготовить ответные меры, вплоть до самых жестких. Ни под кого прогибаться мы не намерены, и наклонять нас никому не позволено. И касаться это должно абсолютно всех, кто попытается давить и блокировать страну, будь то отдельная группа стран или даже Евросоюз в целом. От Министерства иностранных дел я жду конкретных предложений по противодействию антибелорусской кампании за рубежом. Нам необходимо выработать комплекс мер, которые не позволят сделать нашу страну пешкой в чужой игре и нанести удар по нашей экономике, безопасности и суверенитету».

 

Кстати, о деньгах, товаре – в данном случае это так называемые гражданские кампании, и их продавцах – оппозиционных лидерах. На совещании по внутренней политике Президент дал однозначную оценку событиям ночи 19 декабря. Как подчеркнул Александр Лукашенко, подоплека беспорядков у Дома правительства известна – это был заговор, который спонсировали иностранные спецслужбы. Не секрет и происхождение денежных потоков.

 

Александр Лукашенко: «Конечно же, мы не собираемся прятать проблемы, которые, возможно, могут возникнуть в связи с событиями ночи 19 декабря. Никто из тех, кто в курсе этих событий, не сомневается в том, что против нашего государства был организован заговор. Спонсировали его иностранные спецслужбы, а роль исполнителей отвели местным отщепенцам и жуликам от политики. Вы, наверное, обратили внимание, как яростно атакуют Беларусь немцы и поляки. Все очень просто. Я вынужден сегодня сказать о том, что все программы и огромная часть денег шли из Германии и Польши или через Германию и Польшу. Там же и писались программы свержения конституционного строя. И это не выдумка спецслужб. Это показания тех, кто это организовывал. О некоторых фактах, которые сегодня можно обнародовать в процессе следствия, СМИ уже рассказали белорусскому народу. И это еще не конец. И люди с пониманием отнеслись к действиям власти, решительно защитившей порядок и государственность».

 

Понимание приходит и к тем, кто еще сравнительно недавно содействовал оппозиционным лидерам в их продвижении. Интервью нашему каналу дал минчанин Петр Борисов. Свою кандидатуру с президентских выборов он снял еще до сбора подписей. Затем вошел в инициативную группу Некляева. Не скрывает – и по идейным соображениям, и намеревался подзаработать. Вместе с пятью добровольцами Петр Леонидович собрал почти 800 подписей. Но заплатить сборщикам после регистрации Некляев не счел нужным.

 

Петр Борисов, пенсионер, член инициативной группы экс-кандидата Некляева: «Будучи членами инициативной группы Некляева, мы собирали подписи в его поддержку, оплата гарантировалась значительно большая, чем у других. До 100 подписей – 1.3 у.е, больше 200 – 1.7 у.е., чтобы подзаработать. Мы эти подписи отдали, но не получили ни копейки, именно поэтому подали в суд».

 

Ни материальной, ни моральной компенсации Борисов пока не добился. Дело в том, что за работу кандидат Некляев высокий доход гарантировал устно, без подписания каких-либо документов, а значит, доказательств нет. Зато пенсионер знает, чего стоят слова человека, призывавшего говорить только правду. Финансовую нечистоплотность Борисов связывает с нечистоплотностью морально-политической. Впрочем, достаточно подробно об этом уже рассказала «Советская Белоруссия» в первой и второй частях нашумевшей публикации «За кулисами одного заговора». В пятницу вышла третья серия рассекреченных материалов. В ней подноготная революционного проекта-дубля – так называемой Гражданской инициативы «Европейская Беларусь». Она создавалась под ещё одного экс-кандидата в Президенты Андрея Санникова. Разработанная им и его идейной вдохновительницей женой Ириной Халип программа представляет собой не что иное, как выставленный на продажу западным грантодателям товар с броским названием «Стратегия победы». На страницах газеты рассказывается о сути, задачах и целях этого проекта. Вот одна из них: «Перевод социальных протестов в политические манифестации и кампанию гражданского неповиновения с целью смены политического режима Беларуси (в случае, если социальный взрыв последует до выборов президента)».

 

Ставка делалась на социальное недовольство населения, на 100 тысяч волонтеров, которые, якобы, только и ждали призыва вождя. Словом, полное отсутствие у авторов «Стратегии победы» не только стратегического мышления, а и элементарного чувства реальности. Чуть ли не с первого этапа работы кампанию «Европейская Беларусь» представляли спонсорам как массовую политическую силу. И даже так называемый первый центр силы. Об остальных центрах: Милинкевиче, Козулине, Лебедько и других говорилось как о несамостоятельных и слабых. Дескать именно по сценарию «Стратегии победы» должны были начаться цитата: «массовые акции в защиту победы Санникова на президентских выборах и осуществляется переход власти». Предполагалось создать 450 штабов. Всю эту колоссальную работу организаторы оценили без малого в 20 миллионов долларов. Покупатель, естественно, хотел знать, сколько стоит каждая услуга – и ценник прилагался.

 
Цитата:
 
Движение и кандидат — 7.730.000 долларов.
 
ШТАБЫ — 4.800.000.
 
Службы — 500.000.
 
Информационные материалы и символика — 800.000.
 
Поддержка партнеров (организации, партии, СМИ) — 300.000.
 
Акции — 400.000.
 
Сбор подписей — 250.000.
 
Образовательные программы — 180.000.
 
Переговорный процесс — 200.000.
 
Фонд репрессированных — 300.000.
 
Социальные протесты — Стачком — 1.380.000.
 
Штабы (20) — 180.000.
 
Информационные материалы — 100.000.
 
Акции — 900.000.
 
Фонд репрессированных — 100.000.
 
«Новые медиа» — 400.000.
 
Создание и поддержка Интернет-ресурсов, рассылки — 300.000.
 
Производство продукции — 100.000.
 
Негативная кампания — 250.000.
 
Сеть — 60.000.
 
Информационные материалы — 190.000.
 
ИТОГО: 19.220.000 долларов».
 

На деле же, максимум, что получилось у альтернативных кандидатов – устроить беспорядки и разбить стекла в Доме правительства. Такой результат заказчиков вряд ли устроил. Но, как говорят, с паршивой овцы хоть шерсти клок.

 

Вадим Карасев, политолог: «Это непродуктивная ситуация, когда в Беларуси появляется оппозиция либо которая финансируется с Запада, либо которая финансируется Россией. А нет той оппозиции, которая взращивается, формируется именно на национальной основе».

 

А тем временем в пятницу стало известно, что даже европейские эксперты, в очередной раз подтвердили – победа Лукашенко на президентских выборах уверенная и однозначная. В своем интервью немецкой радиостанции «Deutsche Welle» руководитель находящегося в Вильнюсе института социально-экономических и политических исследований профессор Манаев подчеркнул: «Александр Лукашенко победил в первом туре…Понимая политическую и моральную ответственность момента, мы многократно перепроверили эти цифры как дублирующими, так и многосторонним кросс-анализом».

 

Впрочем, о том, что Александр Лукашенко победил на выборах, Олег Манаев говорил еще вечером 19 декабря в эфире функционирующего на западные гранты телеканала «Белсат». Правда, тогда профессора слушать не хотели: его информация просто не вписывалась в технологию «площади».

 

Подписывайтесь на нас в Telegram