Только в декабре снега в стране выпало в три раза больше нормы. На дороги с начала зимы высыпано около 350 тысяч тонн песко-соляной смеси и 40 тысяч тонн чистой соли. Снег, обработанный реагентами, вывозят на специальные полигоны, но их уже не хватает. Что можно и что нужно делать?
Бесспорно, коммунальщикам декабрь 2010 года запомнился настоящей зимой, которой небесная канцелярия в последние годы как-то не баловала. Снега выпало в три с половиной раза больше, чем год назад. Ежедневно со столичных улиц его вывозили по 25 тысяч тонн. В итоге минские аналоги пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина можно увидеть практически в каждом районе города. Материал выглядит непрезентабельно, но достаточно долговечен. Пролежит до июня.
То, что на экологию такой снег влияет не лучшим образом, видно невооружённым глазом. Так, в одном таком комке можно найти практически всю таблицу Менделеева. Правда, с преобладанием сульфатов и нефтепродуктов. В этом году для складирования выбрано 15 площадок и только 4 из них использовались в прошлом. Дело в том, что срок жизни такой площадки ‑ максимум 5 лет. После этого содержание в почве и грунтовых водах хлоридов, сульфатов, свинца и нефтепродуктов повышается в несколько раз. Или даже в несколько десятков раз.
Анатолий Шариков, старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института комплексного использования водных ресурсов: «На используемых площадках значительное накопление нефтепродуктов. Содержание их от 7 до 550 миллиграммов на 1 килограмм почвы. Также значительно загрязнены по хлоридам: от 20 до 800 миллиграммов на килограмм».
Вот, те самые площадки, на которые выбор пал в этом году. 5 из них – (резервные) обозначены на карте красным цветом. Однако в этом году снега хватило почти на все. На вопрос: почему не в одном месте, а в 15 ‑ ответ простой: Экономическая целесообразность. Гонять грузовики со снегом куда-нибудь за кольцевую – никаких денег не напасёшься. В принципе, почти все полигоны на значительном удалении от главной водной артерии Свислочи. Что без сомнения делает честь нашим учёным и коммунальщикам. К примеру, в Питере всё это валят прямо в Неву и не «чешутся» уже много лет. Для того, чтобы наглядно понять: что валят, ходить никуда не надо – достаточно посмотреть вниз. На собственные ботинки или туфли после променада по городской снежной каше. Если непонятно, можно спросить у любого мастера по ремонту обуви.
Достаётся и автомобилям. Если следить за своей «роскошью», или «средством передвижения» (у кого что), то к весне можно получить кузов, неравномерно обработанный, будто бы наждачной бумагой. Спасибо хлоридам.
Эдуард Вориводский, директор автомойки: «Они являются важным фактором возникновения коррозии на кузове авто. Микротрещины, царапины при попадании соли на машину вызывают ржавление».
Если в декабре 2009 на столичные дороги высыпали 6 тысяч тонн соли, то в этом – уже 10 тысяч. И никуда не денешься. Любой водитель скажет: в отдельно взятую секунду сцепление с дорогой важнее проблем с подошвой, кузовом или мифической экологией. Да и коммунальщики говорят, что «посыпной коктейль» уже не настолько крут, как прежде.
Максим Белоус, главный инженер Управления Центра «Горремавтодор Мингорисполкома»: «Посыпка осуществляется теми же, но улучшенными добавками, который разработал институт неорганической химии Академии наук. Добавки введены в натрий хлористый. Они уменьшают воздействие солей на металл автомобилей и снижают экологическую нагрузку на зелёные насаждения».
Обещают, что в следующем году снежных свалок станет меньше. Уже готово финансовое обоснование под покупку снегоплавильной установки. Она сможет перерабатывать 50-70 % процентов снега с улиц. Как в «Белокаменной». Одна из таких установок работает в автобусном парке № 10. Снег плавится в специальной камере при контакте с кипятком, нагретым исходящими из горелок высокотемпературными газами. Максимальная скорость плавления: 15 тонн в час. Расход дизельного топлива – 170 литров в час. Недешёвым получается удовольствие. В связи с чем установку собираются перевести на природный газ.
Между тем, последние социологические исследования показали, что, по мнению 38 % москвичей, этой зимой улицы столицы убирают заметно хуже, чем год назад, ещё 40 % жителей российской столицы считают, что качество уборки не изменилось. Европейский подход несколько иной. К примеру, в Варшаве вывозом снега занимаются вовсе не коммунальщики, а частные фирмы, которые складируют эту массу на своих базах и ждут, когда он растает, или, если место складирования имеет более выгодное финансовое применение, за дополнительную плату передают снег на электростанции, которые его растапливают.
Кстати, экологи всё же дожимают варшавских чиновников и, следующей зимой, польская столица перейдёт на посыпку улиц не натрием, но щебёнкой. Такая технология уже много лет используется, к примеру, в Австрийской столице. Есть и ещё один путь, который предлагают белорусские учёные. Тоже, кстати европейский: Специальные заасфальтированные площадки с очистными сооружениями. Вред природе – равен нулю.
Во-первых, в планы архитекторов такие полигоны, а это должны быть достаточно крупные объекты, не включены. Свободные территории куда важнее и выгоднее застраивать жильем. Сегодня блуждающих из года в год полигонов нет только в Советском районе Минска. Зато в остальных – кое-где и по два. Если подходы не к проблеме не изменятся, то грязно-снежные аналоги пирамид Хеопса, Хефрена и Микеррина будут расти вместе со столицей.
Подписывайтесь на нас в Telegram