Этот вопрос подняли на заседании Республиканского межведомственного совета. Только в Минске в прошлом году безработными зарегистрировали 600 инвалидов, половина из них трудоустроилась. Но оттого менее актуальной эта проблема не стала.
Каждый день Валерия начинается одинаково – со свежих объявлений о работе и утомительных звонков на предприятия. 20 лет назад он лишился обеих ног и всё это время перебивался случайными заработками. Вакансий много, но платят мало. А ведь мужчине нужно кормить семью. Валерий состоит на учёте как безработный. В службах занятости такая практика: сначала для инвалида пробуют подобрать место из общей базы вакансий, а потом обращаются к забронированным. Ежегодно в столице резервируют 300 мест на маленьких и больших, государственных и частных предприятиях.
Часто одного большого желания найти работу оказывается мало. При трудоустройстве инвалиды проходят медицинскую экспертизу, и, как сами шутят, она похожа на проверку космонавтов перед полётом в космос. Вердиктов комиссии в большинстве случаев три: «нетрудоспособен», «может работать на дому» или «в специально созданных условиях». Специальные условия есть на «Проминватехе», как в других организациях Белорусского общества инвалидов. Конкретно здесь из 20 сотрудников 10 – инвалиды. Сварка для Николая – это то, что он умеет и любит делать, но больше сварщиком его не взяли нигде. И эта проблема не единична.
Между тем государство поддерживает организации, принимающие на работу инвалидов. Во-первых, есть программа адаптации к труду – инвалид обучается в течение года, а службы занятости всё это время компенсируют предприятию его зарплату. Во-вторых, там, где полколлектива – люди с ограниченными возможностями, льготы в аренде и налогах. Тем не менее отношения инвалидов с большинством нанимателей всё ещё упираются либо в противопоказания, либо, что хуже всего, в равнодушие.
Подписывайтесь на нас в Telegram