Недалеко от Инсбрука, столицы австрийской земли Тироль, в подземной пещере каждый день расцветают сказки Хрустальной пещеры. Самый блестящий лабиринт планеты отмечает сегодня свой пятнадцатый день рождения, и уже очаровал 9 миллионов посетителей.
Такое признание стразы приобрели благодаря скрипачу из Богемии ‑ Даниэлю Сваровски. Романтику, доказавшему, что умение обрабатывать камни, важнее их стоимости, и сделавшему миллионы из стекла. Станок для шлифовки которого он изобрел в 1891 году, это был первый электрошлифовальный станок в мире, к тому же способный обрабатывать камни и хрусталь быстро и с великолепным качеством. Впрочем, тогда в доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Поэтому 29-летний изобретатель конкурировать с местными мастерами не стал, и перебрался в Австрию. Там, в тирольской деревушке Ваттенс, он открыл собственный небольшой заводик. Хрусталь, имитирующий драгоценные камни, получился удивительно прозрачным. Создать что-то подобное, не удалось никому. С этого момента и начался путь империи Сваровски. А первые образцы украшений Даниэль отправил в две мировые столицы: Париж и Санкт-Петербург. Столичные модницы были в восторге. А позже хрустальную бижутерию признали и полюбили Марлен Дитрих и Джерри Холл, Майкл Джексон и Тина Тёрнер. Модные дома – «Шанель» и «Кристиан Диор» и сегодня обшивают хрусталём Сваровки свои модели.
Говорят, скрипач Даниэль Сваровски всегда требовал от работников, чтобы в кристаллах была слышна музыка. Пять поколений его наследников хранят эту традицию. Секрет хрусталя Сваровски ‑ главный капитал этой почтенной фирмы. Поэтому на заводе полная конспирация. Некоторые сотрудники даже с пятилетним стажем не имеют сюда доступа, не говоря уже о прессе. Все инструменты, использованные для производства фигурок, и эскизы безжалостно уничтожаются. Разгадать секрет хрусталя уникальной прозрачности не смогли ни богемские, ни венецианские стеклодувы. Из-за ожерельев Сваровски в середине прошлого века разорились знаменитые заводы Венеции. Фирма хранит тайну цвета и формулу для варки хрусталя, как парфюмеры хранят тайну аромата. Хрустальные брильянты зарегистрированы как «Тирольский камень», хотя во всем мире их так и называют «кристаллы «Сваровски». Разумеется, даже в музее, созданном к столетию компании – о технологиях – ни полнамека.
Вход в пещеру охраняет великан с горящими глазами, извергающий водопад. Кажется, что и вода сделана из хрусталя. Под землей ‑ стеклянный тоннель. На стенах ‑ строки Шекспира и Гёте, со словом «kristall» ‑ хрусталь. Самый маленький и самый большой из хрустальных камней, занесенные в Книгу рекордов Гиннеса. Вес гиганта ‑ 310000 карат, переведем их в более привычную для нас меру веса ‑ 62 килограмма. Малыш виден только в микроскоп. «Потекшие» часы Сальвадора Дали тоже из хрусталя, как и убранство любимого коня индийского магараджи. Стена 11 метров в высоту, не китайская, но заполняли ее кристаллами несколько лет и весит она 12 тонн!
Чтобы завоевывать рынок и дальше, наследники империи сделали коммерческий ход конем. Вернее, мышкой. Она стала первой хрустальной фигуркой и её собрали 40 лет назад, не поверите, из подвесок для люстры. За мышкой ‑ ёжик, черепаха, оленёнок, носорог, лебедь ‑ целый зоопарк из стекла. Всем им маркетологи придали статус коллекционных вещей по цене от 30 до 600 евро.
Поклонники у миниатюр есть во всем мире. В клубе коллекционеров уже полмиллиона участников. Каждому из них раз в год дизайнеры дарят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Здесь в музее у них даже есть свой VIP-зал. А лабиринт сверкающих чудо-стен и комнат бежит дальше. Дорожка, похожая на детский калейдоскоп никогда не бывает одинаковой. Мы проверили и прошли по её хрусталикам, мозаика не повторилась... так что следов здесь не остается.
Пять поколений семьи Сваровски создавали невероятный ассортимент продукции. Ювелирные украшения, ткани, кружево, сувениры, бижутерия, галантерея, обувь, люстры, стекло для интерьеров, полировочные материалы. Восемьдесят процентов всех производителей бижутерии покупают камни именно здесь. Но мало кто знает, что точные оптические приборы ‑ ещё одна тема бренда.
Андреас Браун, управляющий директор компании Swarovski в Инсбруке: «Бинокли и телескопы пользуются огромным спросом во всем мире уже 60 лет, Особенно у охотников. Последнее время новая мода ‑ наблюдать за птицам. Это тоже не обходится без нашей оптики».
Сваровские всегда понимали, как важно работать с талантливыми художниками. К Рождеству заводские лаборанты наколдовали модели четырех всемирно известных памятников архитектуры, по проектам провокационной арт-группы «Синие носы».
Александр Шабуров, художник: «Мы для этой выставки сделали 4 архитектурных момента, где живут герои массовых фантазий. В мавзолее спит Ленин, просыпается и машет кулаком белорусам! В Тадж Махале герои «1000 и одной ночи», в Эмпайр Стейт Билдинге живет Кинг Конг».
Европейская публика была в легком шоке. И что интересно, устроители установили отличную систему охраны. Хотя и маловероятно, что кто-нибудь унесет пирамиду Хеопса, весом в 105 килограммов. Её не сдвинет даже мумия, которая так креативно душит археолога.
Андреас Браун, управляющий директор компании Swarovski в Инсбруке: «Мы открыты для новых идей. Если бы ваши белорусские мастера предложили нам оригинальную концепцию, это была бы новая удача для нас. Ведь наша профессиональная гордость ‑ воплощать новые идеи в кристаллах».
И на прощание – в конце экскурсии – посетителям рассказывают любопытный факт: когда Даниэль Сваровски создавал свою империю, он, оказывается, использовал потенциал гидроэлектростанции в местных горах. И сегодня компания по-прежнему обеспечивает себя собственной электроэнергией, защищая природу, а значит и чистоту своего сырья – горного хрусталя.
Подписывайтесь на нас в Telegram