Дворянскую ёлку зажгли сегодня в столичном Доме-музее Ваньковичей

Рождество в усадьбе XIX века, согласно афишам, праздничный проект для семейной аудитории.
Дворянскую ёлку зажгли сегодня в столичном Доме-музее Ваньковичей
Рождество в усадьбе XIX века, согласно афишам, – праздничный проект для семейной аудитории.
 
«Менуэтом» австрийца Гайдна приглашают в прошлое. Двести лет назад эта музыка звучала на Рождество в каждом «гнезде», дворянском. А сегодня – под сводами дома Ваньковичей, ставшего музеем. Программу-праздник собирали почти год в архивах, библиотеках, даже сказки перечитали. По итогу текста «Как было у шляхты?» – свыше двадцати страниц.
 
Анна Андрейчку, автор программы «Рождество в усадебном доме Ваньковичей»:
«Ёлку же прятали сначала от детей. Собиралась вся семья во главе, возможно, с бабушкой, и делался картонаж, заворачивались какие-то сладости в цветную бумагу. И дети, они ждали с нетерпением часа, когда можно будет прийти, ворваться в эту комнату и увидеть красавицу».
 
Сегодня изменились не только традиции, но и пожарные нормы. Настоящие свечи на настоящей ели уступили электрогирляндам. Даже в музее. Другим стало и праздничное меню. «Оливье» – ребёнок в сравнении с той же «Морковной бабкой». Для гостей дома Ваньковичей подарок от научных сотрудников – открытки с кулинарными рецептами предков.
 
При Ваньковичах главный напиток рождественского стола – чай, диковина заморская. Готовили в отдельной комнате. Подавали в самоваре, в компании с вареньем. Его основой был мёд.
 
Сахар шляхта недолюбливала: и дорого, и искусственно. После стола наступало время сказок. Фантазировали взрослые. В доме Ваньковичей рассказать свою волшебную историю предлагают портрету Фелициана Вольского.
 
Наталья Сычёва, заведующая филиалом Национального художественного музея Беларуси: «У Валентия было три сына. И они все как-то родились под конец года. И поэтому, конечно, когда собирались на Рождество, праздновали и Рождество, и рождение».
 
Семья художника Ваньковича и его брата Эдуарда, бывшего хозяина усадьбы, и есть те самые, не более десяти человек – ограничение участников в музейной афише. Рождество – праздник камерный, а в стенах старого дома ещё и «необычный».

Подписывайтесь на нас в Telegram