В конце недели в Москве прошли заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России, встреча глав государств-участников Таможенного союза, а так же саммиты ОДКБ и СНГ. Все вс
Знак равенства
В конце недели в Москве прошли заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России, встреча глав государств-участников Таможенного союза, а так же саммиты ОДКБ и СНГ. Все встречи оказались результативными, однако эксперты с особым вниманием следили за двусторонней встречей Лукашенко и Медведева. Вы же помните, сколько скептических оценок было высказано накануне. И точку невозврата наши отношения прошли, и президенты руки друг другу не подадут. Оказалось, все наоборот: президенты договорились по многим вопросам, в том числе проблемным.
 
Главным итогом этих двух дней наблюдатели считают результаты двусторонних переговоров президентов Лукашенко и Медведева. Они продолжались полтора часа, но этого времени вполне хватило, чтобы снять все проблемные вопросы между странами. Впрочем, чуть ранее в Кремле даже журналисты из Беларуси неожиданно оказались в центре внимания со стороны российских коллег. Как оказалось, в Москве белорусско-российские отношения, и между президентами – одна из самых горячих тем. Коллеги спрашивали: общались ли Лукашенко и Медведев в Астане на саммите ОБСЕ, и вообще, здороваются ли за руку, и готов ли Президент Беларуси к диалогу в случае встречи. Здесь белорусская пресса оказалась более информированной. Еще накануне Александр Лукашенко, выступая на Всебелорусском народном собрании, подчеркнул: период похолодания между Беларусью и Россией вот-вот закончится.
 
Известно, что белорусские телеканалы в России не транслируют, так что неудивительно, что даже кремлевский пул был не в курсе грядущих перемен. Кстати, никаких фото и видеокамер на двусторонней встрече ‑ это одно из условий инициатора переговоров – российской стороны. Впрочем, пресса все же получила ответы на все интересующие вопросы. Между Лукашенко и Медведевым были и рукопожатие, и неформальная беседа за чашкой чая, и обсуждение общих проблем, и решение всех политических вопросов. Было очевидно: Кремль понял: нагнетание напряженности в отношениях не выгодно никому.
 
Сергей Дедков, руководитель Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси: «Итог встречи президентов России и Беларуси можно назвать закономерным, в том смысле, что отношения добрососедства дружбы между нашими народами – это исторически нормальное явление и привычное всем нам. Надо сказать, что многие проблемы связанные с так называемыми молочными сахарными и газовыми войнами носят во многом политическую подоплеку. Поэтому нормализация отношений между президентами, нормализация даже личных отношений даст предпосылку для расширения».
 
В общем, скептики, которые говорили о пройденной политической точке невозврата и крахе отношений между Лукашенко и Медведевым, как-то сразу оказались в неудобном положении. Как отметил Александр Лукашенко на итоговой пресс-конференции, главное: Беларусь и Россия подтвердили статус стратегических партнеров.
 
Такой итог встречи аналитики уже назвали прорывом. Впрочем, для Беларуси эта встреча принесла и экономические дивиденды. Со следующего года Россия обнуляет таможенные пошлины на нефть, тем самым белорусские предприятия окажутся в равных условиях с российскими и казахстанскими. Москва же может рассчитывать на пошлины от экспорта нефтепродуктов, полученных у нас в стране, но из российского «черного золота». По различным экспертным оценкам экономический эффект для нашей страны составит от 2 до 4 миллиардов долларов. И Россия не в накладе. Вот как прокомментировала итоги переговоров глава Минэкономики Российской Федерации Эльвира Набиуллина. Цитата: «Российская экономика приобретет среднесрочно гораздо больше, чем она в краткосрочный период потеряет на этих пошлинах».
 
Вообще же, ранее, пока сохранялись какие-либо пошлины в Таможенном союзе, было трудно рассуждать о дальнейшей экономической интеграции. Получается, договоренности этой недели отрыли путь для дальнейшего диалога и на саммитах, и за их пределами.
 
Два дня в Москве вместили сразу четыре саммита. Это уже само по себе звучит солидно. По каждому в среде наблюдателей – и экономистов, и политологов – были определенные ожидания. Например, что касается Таможенной тройки – Беларуси, России и Казахстана – сможет ли она продвинуться в формировании Единого экономического пространства.
 
Единое экономическое пространство – это следующий этап в работе Таможенного союза. В формате тройки ‑ лидеры Беларуси, России и Казахстана ‑ завершили формирование правовой базы для него. Это пакет из 17 документов, четыре из них уже подписаны, 10 согласовали вице-премьеры. Под тремя основными соглашениями подписи поставили президенты: тем самым одобрили свободное движение капиталов и согласовали макроэкономическую и валютную политику. Единое экономическое пространство заработает в 2012 году. По сути, все это напоминает этапы формирования Евросоюза, который сейчас воспринимается уже как единое целое. Стартовал же он с похожих позиций: законодательного уравнивания экономических и политических прав государств-основателей. Но на этот процесс Европе потребовались десятки лет. Россия, Беларусь и Казахстан приступили к решению задачи всего три года назад. Выгоду уже почувствовали все участники. Кстати, ещё одна аналогия с Евросоюзом. Таможенный союз – открытое объединение, интерес к которому проявляют не только соседние государства, но и страны дальнего зарубежья.
 
Знаковым для нашей страны стал и саммит Организации договора о коллективной безопасности, на котором Александр Лукашенко принял председательство в ОДКБ. И в статусе председателя ОДКБ Президент Беларуси представил четкую программу действий на ближайшую перспективу. Здесь несколько направлений: во-первых, международная деятельность. Например, наша страна предлагает диалог по линии ОДКБ – НАТО сделать полноформатным. До сих пор в североатлантическом блоке интересы общего региона представляла лишь Россия.
 
Очевидно, что именно Беларуси предстоит координировать работу над самым амбициозным проектом за всю историю ОДКБ – по формированию Коллективных сил оперативного реагирования. Фактически это небольшая, но мобильная армия в 20 тысяч человек, состоящая из боевых подразделений стран «семёрки». Кроме, угроз военных в её компетенции – борьба с терроризмом, наркотрафиком, трансграничной преступностью, преодоление последствий природных и техногенных катастроф. Одно из белорусских предложений – принять целевую программу оснащения КСОР современным вооружением, средствами спецназначения и связи.
 
Силы ОДКБ – это еще и четыре тысячи миротворцев, их формирование сейчас завершается. Вообще же, как показывает практика, ОДКБ не хватает оперативности при реагировании на кризисные ситуации. Здесь больше промахов, нежели достижений. Во время событий в том же Кыргызстане блок занимался мониторингом и анализом ситуации, помощь пришла лишь постфактум. В этой связи наша страна предлагает разработать эффективные инструменты управления силами ОДКБ.
 
34 документа, подписанные на саммите, создают и правовую базу для решения кризисных ситуаций, и алгоритм принятия оперативных решений. В частности, коллективные войска теперь могут применяться не только в случае нападений извне, но и в случае другой угрозы безопасности и территориальной целостности, наподобие, киргизской.
 
Во второй половине рабочего дня белорусская делегация вместе со своими коллегами вернулась к обсуждению экономических вопросов. Александр Лукашенко принял участие в саммите СНГ. В Москву приехали главы 9 из 11 стран-участниц Содружества. Не было лишь лидеров Туркменистана и Молдовы. Главной темой повестки стало создание на пространстве СНГ зоны свободной торговли. По сути, речь идет о восстановлении еще советских связей, когда у республик Союза существовали единые таможенные тарифы. Также президенты приняли белорусскую редакцию совместного обращения по случаю 25-летия аварии на Чернобыльской АЭС. В этой связи еще одна важная тема обсуждения – о дополнительной защите объектов энергетики. Тем не менее, даже не смотря на такие насыщенные событиями два дня, все же основные информационные поводы журналисты получили именно из встречи Лукашенко и Медведева. Даже российские средства массовой информации ‑ сегодня это уже заметно ‑ как-то сразу и одновременно поменяли тон в освещении белорусской тематики. В материалах нет ни сарказма, ни критики. А есть схожие оценки итогов переговоров. Кстати, все российские центральные телеканалы в сюжетах использовали новое для белорусско-российских отношений слово «прорыв».

Подписывайтесь на нас в Telegram