Астана как зеркало

В среду и четверг в Астане прошел саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Казахстан приехали представители 56 государств. И поэтому неудивительно, что многие главы делегаций – в том числе и Президент Лукашенко говорили о необходимо
Астана как зеркало

В среду и четверг в Астане прошел саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Казахстан приехали представители 56 государств. И поэтому неудивительно, что многие главы делегаций – в том числе и Президент Лукашенко говорили о необходимой реформы этой организации. Беларусь является полноправным участником ОБСЕ с 1992 года, и, поэтому, конечно же, имеет резон предлагать свою точку зрения. Впрочем, события и встречи, которые напрямую не были связаны с саммитом, тоже без преувеличения потрясли политический мир. Обо всем по порядку – Руслан Поддубский.

 

Этот маленький мальчик, конечно, ещё и не может догадываться, что своим появлением на свет, а вернее именем, которое получил – вошёл в историю. Ни мама, ни папа не спорили, когда дедушка и бабушка, а по казахской традиции это делают именно они, выбирали для малыша имя – Саммитхан или ласково Саммит.

 

Жители Казахстана, а тем более Астаны, самой молодой столицы в мире, проведение саммита ОБСЕ, конечно, восприняли как своеобразный PR Казахстана и казахов. Да, что жители, даже экипаж Международной орбитальной станции согласился совершить посадку немного раньше, чтобы небо над Астаной было безопасным. Каждые пять минут национальный аэропорт принимал литерные рейсы. 56 государств-участников, 12 стран партнёров, международные организации от ОДКБ и СНГ до НАТО и ООН. Организаторы форума сделали всё возможное для того, чтобы он прошёл на высшем уровне. Объявили: начло декабря выходными, зачистили город от бродяг и уличных торговцев, стянули в столицу все силы, на оргвопросы потратили 11 миллионов Евро. Лучшие повара, самые передовые средства связи – все удобства для оперативной передачи информации – с пометками Астана, Казахстан, саммит ОБСЕ, саммит тысячелетия, ведь так масштабно в последний раз действительно собирались лишь в 1999 году. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе появилась в семидесятых годах, как своеобразная миротворческая сила в ядерном противостоянии США и Советского Союза и в условиях холодной войны организации действительно удавалось поддерживать стабильность на континенте. Но прошло время и на самом высоком уровне заговорили о кризисе. Кризисе доверия между ее участниками.

 

Бомбардировки на Балканах, тлеющие конфликты в Приднестровье, Нагорном Карабахе, грузино-южноосетинская война и революции на постсоветском пространстве – всё это зона ответственности ОБСЕ. И всё это, по сути, её политический проигрыш – только громкие заявления и миротворческие миссии постфактум, а в числе современных проблем на первом месте Афганистан, хотя, по сути, эта проблема касается не всех и стандарты демократии в странах бывшего СССР.

 

Александр Швец, председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Такое впечатление создается, что решается только часть проблем такого политического уровня, политического контроля, взаимного и не всегда взаимного. Просто надо перезагрузить приоритеты. Конечно, могли бы решать вопросы энергетической безопасности, энергетического взаимодействия, баланса. Вопросы транзита энергоносителей. Должно быть одно: желание всех стран это проводить и заинтересованность тех или иных участников. Это как в акционерном обществе – есть те, кто держит контрольный пакет. Наверное, по аналогии с этим сравнением надо пытать находить общий язык».

 

Константин Абрамов, первый заместитель генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (Россия): «В последнее время роль ОБСЕ не достаточно серьеза, она несколько размыта, не было принято ни одного серьезного решения, которое так или иначе было бы исполнено и о том, что эта организация должна быть реформирована не раз заявлялось в течение последних лет. Вопрос в другом: в какую сторону? Кто будет драйвером этого процесса, и что мировое сообщество ждет от этой организации в дальнейшем? Будет оно жизнеспособной структурой или одной из мифологических, виртуальных, ненужных структур к которым в последнее десятилетие XX века откатились многие институты».

 

В общем, очевидно, что реформы внутри организации назрели, почти все это, включая аппарат ОБСЕ, признают и Александр Лукашенко один из тех политиков на саммите речь, которого содержала не общие фразы, а конкретные предложения.

 

Александр Лукашенко: «Многое сказано о правах человека. Если говорить на эту тему, надо говорить серьезно. Выборная проблематика всегда на виду в деятельности ОБСЕ. И, вообще, ОБСЕ порой является некой дубиной в чьих-то руках в предвыборный период того или иного государства. Стандарты выборов, о которых говорится представителями и чиновниками ОБСЕ, к сожалению, у нас отсутствуют. Но ссылка постоянно на эти стандарты. Поэтому сегодня надо выработать стандарты выборов, и они должны быть универсальными. Было бы логично поработать в ОБСЕ над утверждением общих для всех принципов наблюдения за применением стандартов выборов. На эту тему уже есть предложения ряда стран».

 

В том числе и от Беларуси. Наша делегация привезла целый пакет уже разработанных документов. Среди них призыв уйти от географических перекосов – то есть, чтобы в ОБСЕ, где все равны, не было участников, которые «равнее, чем другие». Или обратить внимание на забытые вопросы – экономику, экологию, энергетику.

 

Александр Лукашенко: «Я уже участник третьего саммита ОБСЕ. На предыдущих, думаю, и на этом, мы принимали и примем хорошие решения. Вряд ли надо на этом этапе говорить, кто виноват. Надо говорить, что делать. Общим интересам отвечает сильная общеевропейская архитектура стабильности и безопасности на основе широкого консенсуса, настоящей солидарности, партнерства и взаимного уважения. ОБСЕ может и должна сыграть ключевую роль в формировании такого сообщества безопасности и стабильности. Чтобы справиться с этой задачей, сама организация нуждается в серьезнейшей модернизации. Мы убеждены в необходимости принятия Устава и превращения ОБСЕ в полноценную международную организацию. Иначе многие из прозвучавших вчера и сегодня предложений о новых задачах организации останутся повисшими в воздухе, как и предыдущие. Считаем важными дальнейшие шаги по исправлению функциональных и географических перекосов в работе нашей организации. Надо активизировать работу над совершенствованием действующего инструментария ОБСЕ в области укрепления доверия и безопасности. Одна из приоритетных задач – обновление Венского документа 1999 года. Беларусь представила свое комплексное предложение по данному вопросу и рассчитывает на его поддержку. Мы последовательно выступаем за создание в зоне ответственности нашей организации единой системы безопасности. Это помогло бы дать всем участникам четкие и равные гарантии в данной области. В частности, считаем, что ядерные государства-участники ОБСЕ могли бы уже сегодня предоставить неядерным странам-участницам безусловные и недвусмысленные гарантии безопасности, суверенитета и территориальной целостности. Вчера Беларусь и Соединенные Штаты приняли здесь, в Астане, совместное заявление о совместных мерах по предотвращению ядерного распространения, подтвердив, в том числе, уже существующие элементы гарантий. Это важный и конкретный вклад в общее дело создания безопасной Европы и мира».

 

Заявление, которое прозвучало из уст Президента Лукашенко – это результат основательной дипломатической работы Беларуси и США. О её деталях на встрече в Астане, перед телекамерами рассказали главы внешнеполитических ведомств двух стран Сергей Мартынов и Хилари Клинтон. Большая часть документа посвящена атому – мирному и не очень. Во-первых, США называют вывод белорусским руководством ядерного оружия в 94-м году историческим. Во-вторых, приветствуют нынешнее решение Лукашенко вывести с нашей территории обогащенный уран, и даже готовы с этим помочь. Южная Корея уже пригласила Беларусь на ядерный саммит в 2012. К тому же Соединённые Штаты оказывают политическую поддержку желанию Беларуси строить Атомную электростанцию.

 

Сергей Мартынов, министр иностранных дел Беларуси: «Важно, что США подчеркнули ту особую роль, которую сыграла Беларусь как один из ядерных наследников бывшего СССР, которая первым присоединилось к договору о нераспространении ядерного оружия без всяких предварительных условий. Важно, что США подтверждают те гарантии безопасности, которые были в адрес Беларуси в Будапештском меморандуме».

 

Упоминание Будапештского меморандума особенно интересно. Его суть в гарантиях, которые главные ядерные державы того времени – США, Великобритания, Франция и Россия давали разоружившимся странам таким как Беларусь. Одна из этих гарантий – обязательство воздерживаться от любых экономических санкций в отношении страны, отказавшейся от ядерного оружия.

 

Сергей Кизима, кандидат исторических наук: «Когда мы вывели 72 баллистические ядерные ракеты, нацеленные на города западных стран. В ответ спустя несколько лет получили экономические санкции, запрещенные Будапештским меморандумом. На этом фоне, то, что произошло в первых числах декабря – это настоящая сенсация, две сенсации – саммит, который собрался через 11 лет и эта встреча на таком высоком уровне, такая оценка. Совершенно неожиданный ход свидетельствует об одном – нам, видимо, удалось достучаться до Обамы, потому что еще недавно Клинтон говорила совсем другие вещи, и то, что сейчас настолько позитивные вещи пошли от того же человека – это прямое вмешательство американского президента, который видел серьезный потенциал в развитии белорусско-американских отношений».

 

Ну, а, вообще, когда в одном месте собирается политическая элита, только работой на сессиях их общение не ограничивается. С хозяином саммита, президентом Казахстана, Александр Лукашенко обсудил уровень организации форума в Астане, а также уровень развития отношений между Беларусью и Казахстаном. В разгар беседы к двум президентам присоединился Виктор Янукович с которым, чуть раньше Лукашенко уже встретился и даже договорился в ближайшее время провести основательные переговоры.

 

Виктор Янукович, президент Украины: «Нам приятно, что у нашего соседа так развивается экономика, промышленность. Я так понимаю, что это слагаемые большой работы на протяжении многих лет – это приятно. Беларусь и Украина как соседи и партнеры имеют много совместных проектов, а также интересы в третьих странах».

 

Александр Лукашенко: «Проблем и у нас предостаточно, правда, несколько другие проблемы. Мы пытаемся их решать, и я уверен, что мы их решим. У нас есть общие вопросы, очень большие и выгодные, которые обеспечивают наши экономики и интересы наших людей. И я готов к их обсуждению».

 

Дворец независимости на время саммита условно поделили на две зоны – туда, где пресса могла пройти, и туда, куда не пускали, несмотря на любые аккредитации. Там президенты и министры общались в неформальной обстановке. Точно известно, что в кулуарах Александр Лукашенко встретился с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони – эти кадры попали в объективы телекамер, но не только мировые политики, но и журналисты к персоне белорусского Президента проявили стойкий интерес. Он дал несколько интервью. В одном из них, казахстанскому «7 телеканалу», говорил о перспективах Беларуси и Казахстана в ожидании единого экономического пространства.

 

Встреча Александра Лукашенко с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым стала продолжением азербайджанской тематики, которая всё активнее звучит в последнее время. Совсем недавно в Беларусь приезжал глава государственной нефтяной компании, обсуждал возможность поставок каспийской нефти в обмен на венесуэльскую, этот проект дал толчок созданию логистической компании Беларуси, Венесуэлы и Азербайджана.

 

Ильхам Алиев, президент Азербайджана: «Мы друзья, партнеры. С большой теплотой вспоминаем Ваш недавний визит в Азербайджан. Отношения между двумя странами активно развиваются во всех сферах. Мы радуемся вашим успехам и надеемся на продолжение активного сотрудничества».

 

Еще одна встреча с государственным секретарём Ватикана – Тарчизио Бертоне стала продолжением диалога начатого во время визита Лукашенко в Ватикан. Там, в числе прочего речь шла о сотрудничестве белорусского государства с католической церковью и Ватиканом, и подготовке межгосударственного соглашения.

 

Александр Лукашенко: «Накануне встречи я поинтересовался решением тех проблем, которые стороны в свое время выявили, обозначив направления их решения. У нас, вроде, нет принципиальных разногласий, трудностей, сложностей. Обозначенные нами проблемы успешно решаются, но, тем не менее, может, есть проблемы, претензии к нам по обозначенным ранее темам? Мы готовы в срочном порядке их рассматривать».

 

Тарчизио Бертоне, государственный секретарь Ватикана: «Мы с большим вниманием смотрим, каким образом белорусское государство занимается вопросами религии, вопросами католической религии. Ключевым моментом того, что между нашими странами сложились доверительные отношения, является соглашение, над которым мы сейчас работаем».

 

Судя по количеству встреч белорусского Президента, по крайней мере, тезис о саммите, как о площадке для общения оправдался. Чего, несмотря на все усилия Казахстана нельзя сказать о самом саммите. После почти 12-часового обсуждения за закрытыми дверями участники всё же приняли итоговую декларацию под названием «Навстречу сообществу безопасности». Все за, но каждый при своём.

 

Подписывайтесь на нас в Telegram