Политики и эксперты оценивают результаты, с которыми белорусская делегация вернулась из Астаны.
Безопасность и сотрудничество. Для стран ОБСЕ, и в частности – для Беларуси. Чего мировое сообщество ждёт от этой Организации в будущем? В государствах, принявших участие в Саммите в Астане, активно обсуждают итоги международного форума. Кстати, для нашей страны он принёс конкретные результаты.
Форум тысячелетия, как уже назвали саммит ОБСЕ в столице Казахстана, завершился подписанием Астанинской декларации. Что характерно – над её согласованием эксперты работали 10 часов вместо запланированных полутора. С одной стороны это говорит о наличии противоречий среди участников, с другой – о желании найти компромисс. В документе прописаны нормы, принципы и обязательства ОБСЕ, которые станут ориентиром для развития в будущем.
В Астану белорусская делегация приехала не только с позицией того, что ОБСЕ нуждается в реформировании (о кризисе говорили многие), но и с предложениями. Возможно, поэтому на фоне многих выступающих речь Президента Беларуси отличалась лаконичностью изложения и конкретикой содержания. Так, Александр Лукашенко акцентировал внимание на экономической, экологической и энергетической безопасности. Эти темы, очевидно актуальные, остаются вне поля зрения. Корректировки требуют и другие – традиционные – области деятельности. Например, права человека.
В своей речи Александр Лукашенко расставил акценты не на том, кто виноват. Важнее, что нужно делать. ОБСЕ нужен устав, единая система безопасности и универсальные стандарты оценки выборов – это составляющие белорусской позиции. С трибуны ОБСЕ Александр Лукашенко акцентировал внимание и ещё на одном остром вопросе. Визовом.
Сегодня политологи и эксперты, как белорусские так и зарубежные, подводят итоги саммита. Мнение большинства – для укрепления авторитета, ОБСЕ как воздух нужны перемены. Без них о решении современных проблем говорить не приходится.
Константин Абрамов, первый заместитель генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (Россия): «В последнее время, роль ОБСЕ не достаточно серьёзна, она несколько размыта. Не было принято ни одного серьёзного решения, которое так или иначе было бы исполнено. И о том, что эта организация должна быть реформирована, не раз заявлялось в течении последних лет. Вопрос в другом. В какую сторону? Появились другие институты, которые перетягивают одеяло на себя. ОБСЕ – это отличная площадка для переговоров на самом высоком уровне, но к сожалению этот диалог не приводит к конкретным результатам».
Александр Швец, председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Создается такое впечатление, что решается только часть проблем такого политического уровня, политического контроля. Взаимного и не всегда взаимного. Просто надо перезагрузить приоритеты. Конечно, могли бы решать вопросы энергетической безопасности, энергетического взаимодействия, баланса. Вопросы транзита энергоносителей. Должно быть одно: желание всех стран это проводить и заинтересованность тех или иных участников. Потому что есть более влиятельные стороны на этот процесс и менее влиятельные. Это как в акционерном обществе – есть те, кто держит контрольный пакет. Наверное, по аналогии с этим сравнением надо пытаться находить общий язык».
О том, что такое желание есть, свидетельствует представительность форума. В Астану приехало 38 глав государств и правительств – получилась весьма масштабная переговорная площадка. Многие этим пользовались. График Александра Лукашенко был насыщенным. Кроме участия в сессиях – переговоры с коллегами. Запланированные: как с президентами Украины, Казахстана, Азербайджана или с государственным секретарем Ватикана. И спонтанные: как встреча с итальянским премьером Берлускони. Прорывом уже называют переговоры по линии Беларусь – США. От стран Министр иностранных дел Беларуси и госсекретарь США Хилари Клинтон подписали совместное заявление по развитию энергетики, в том числе атомной. В нём же Соединенные Штаты поддержали желание Беларуси строить АЭС.
Юрий Шевцов, директор Центра проблем европейской интеграции: «Это нынешнее потепление, которое происходит, и то, что открывается перспектива нормализации отношений, – это просто возврат к изначально нормальным отношениям, которые были разрушены по американской вине. Это важно, потому что было бы странно, если бы мы, имея хорошие отношения с Евросоюзом, имели плохие отношения с Соединенными Штатами, это неестественно. К тому же прозвучавшее заявление о том, что США поддерживает строительство белорусской АЭС сложно переоценить, ибо АЭС – это то, что далеко не всем странам с точки зрения Соединенных Штатов можно иметь».
На саммите белорусская делегация была открыта не только для диалога, но и для вопросов журналистов. Александр Лукашенко – как один из опытных участников – для него этот саммит ОБСЕ уже третий – вызывал повышенный интерес у масс-медиа. Президент дал несколько интервью различным телеканалам, в том числе и «7 казахстанскому». Спрашивали об организации саммита. Ответ: всё было на высшем уровне. Работе ОБСЕ: по мнению Александра Лукашенко, всё зависит от самих участников. А также Таможенном союзе: как отметил Президент, пока здесь больше надежд, но вопросов, которые бы не решались, нет.
Подписывайтесь на нас в Telegram