1910-2010
Юбилей недели. Архитектурный символ Минска – костел Святых Симона и Алены или Красный костел отмечает свое столетие. Причем, эту дату празднуют многие белорусы, вне зависимости от вероисповедания.
 
21 ноября 1910 года. На освещении Красного костела собралось полгорода. Кадры хроники доказывают – реальность, а звучит как предание. Сейчас экскурсовод рассказывает ‑ храм сам стал легендой. Рассказывать о трагедии и вере рода Войниловичей можно много. Это не просто костел, это памятник Симону и Елене – рано умершим детям Эдварда Войниловича. На возведение храма безутешный отец пожертвовал свое состояние.
 
Празднование векового юбилея костела началось с межрелигиозной молитвы. Впервые под одним сводом собрались католики, православные, протестанты, иудеи. «Пусть люди в своих храмах на земле славят одного Бога на небе», – слова Эдварда Войниловича опередили время.
 
Эдварда Войниловича – мецената, государственного и общественного деятеля сейчас бы назвали экуменистом. Он помогал строить православные церкви и синагоги, потому что не делил людей по религиозному признаку. Главное – вера, мир и согласие. Эти ценности – как ветви одного дерева. Приветствия от каждого в отдельности и общая молитва – еще 25 лет назад ее составил Папа римский Иоанн Павел Второй. А ведь молитва здесь не звучала почти 70 лет. Красный костел – так в народе его назвали из-за красного кирпича ‑ после Октябрьской революции разграбили, потом приспособили под театр, после войны ‑ под киностудию и Дом кино. Яркая клерикальная архитектура под боком правительства не раз вводила в искушение ‑ взорвать. Памятник архитектуры сохранился чудом, а вместе с ним – воспоминания. Только в 1990 году святыню вернули верующим. Сегодня – это один из самых известных костелов Беларуси, визитная карточка Минска, духовный центр. Сто лет – время оглянуться в прошлое и заглянуть в будущее.
 
Первые наброски костела сделала сама дочь Войниловича – Елена, увидев во сне храм необычайной красоты. Конечно, это красивая легенда, на самом деле строили профессиональные архитекторы. И вот современные зодчие хотят достойную огранку. По периметру здания высадить цветники – в тон красным стенам, площадь выложить новой плиткой – зеленого и золотого оттенков. Ну и главная задумка ‑ поставить костел на пьедестал. Зрительно этот эффект создадут ступени с трех сторон, и пример выбран достойный ‑ римский Сан Пьетро.
 
Леонид Левин – автор проекта реконструкции. Для него это ответственно еще и потому, что творческая группа получилась многоконфессиональной. Вместе с ним, председателем иудейской общины, над проектом работают руководство католического прихода и православный скульптор. Красный костел и здесь объединил людей разных вероисповеданий.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram