Парк высоких технологий за неполные 11 месяцев этого года заработал 355 миллиардов рублей. В 88 компаниях, зарегистрированных здесь, 8 тысяч человек создают программные продукты для заказчиков по всему миру.
Игры разума
Парк высоких технологий за неполные 11 месяцев этого года заработал 355 миллиардов рублей. В 88 компаниях, зарегистрированных здесь, 8 тысяч человек создают программные продукты для заказчиков по всему миру.
 
Но, разумеется, и в ПВТ хватает проблем. Именно с них начал разговор президент Лукашенко, посещая парк в четверг.
 
Андрей Разоренов опровергает расхожее мнение о программисте, как о слегка рассеянном длинноволосом парне в очках и растянутом свитере, который чувствует себя уверено только за компьютером.
 
Дмитрий Разоренов, главный инженер-программист: «Мне интересно общение с людьми. Я был в Соединенных штатах, Панаме, Северной Африке и ездил по всей Европе. Панама – это, конечно, интересно. Мы консультировали Панамские авиалинии. Вот, моего коллегу я сейчас отправляю в Китай».
 
Впрочем, для знакомства с последним проектом без ноутбука не обойтись. Дмитрий с коллегами формирует имидж компаний в виртуальном пространстве. Вот, например, портал для американской авиакомпании, которая продает студентам билеты со скидкой.
 
У программистов она все же особенная, здесь любят повторять «кадры решают все». Успех компании в первую очередь зависит от слаженной работы всей команды. Средний возраст сотрудников – всего 24 года. Начинают работать на втором-третьем курсе университета и, как правило, карьеру делают очень быстро.
 
Андрей Савастюк, директор по тестированию программного обеспечения: «Талантливый человек может везде сделать карьеру. Но IT-сектор для молодых специалистов, которым это интересно, которые хотят быстро профессионально вырасти – это очень хорошее место».
 
Кстати, ещё одна деталь организации работы по-американски – никаких отчеств. Даже к председателю совета директоров обращаются просто ‑ Аркадий. Его детищу – «EPAM systems» уже 18 лет. И теперь это самая большая компания по разработке ПО в Восточной Европе: 6 тысяч сотрудников, центры в Венгрии, России, Казахстане, Украине. Но главный интеллектуальный ресурс ‑ в Беларуси. В клиентской базе – «Кока Кола», «Рейтер», «Оракл», «Майкрософт», российский «Сбербанк» и казахстанский Минфин. В этом году заработали 200 миллионов долларов, 70 % из них – В Беларуси. Корпорацией стали, когда вышел декрет Президента о создании Парка высоких технологий.
 
Парк высоких технологий создан пять лет назад. Тогда для этого бизнеса было сделано главное: льготы в налогах, освобождение от уплаты таможенных пошлин. В общем, резиденты получили такие условия для работы, каких не было нигде в СНГ. Например, Эндрю Гафф в свое время рассмотрел перспективы в раннем Google, теперь ставит на EPAM.
 
Эндрю Гафф, генеральный директор инвестиционной компании «Sigular Guff & Company»: «Мы инвестировали в EPAM, в частности, в тот момент, когда вы приняли решение закрепленное декретом. Его условия сделали Беларусь самой привлекательной на тот момент площадкой».
 
Сейчас под крылом Парка 88 компаний-резидентов. Здесь и крупные игроки – как «EPAM systems», так и те, для кого Парк стал инкубатором для развития. Небольшая компания – в 5-10 человек – может снять офис, получить доступ к базе, чтобы найти клиентов или выполнить заказ. Впрочем, расстояние здесь не имеет значения. К примеру, «Интекссофт» располагается в Гродно, но тоже резидент Парка. Программы пишут в основном для издателей, но могут выполнить и другой заказ. «Фольскваген» и «Ниссан» документацию узлов автомобилей ведут с помощью гродненского интеллектуального продукта.
 
На что способны маленькие даже по белорусским меркам компании Александру Лукашенко показали на примерах.Вотпрограмма, которая объединяют спутниковые данные американской системы GPS и российской Glonass. Если одну систему навигатор потерял, благодаря второй все равно не заблудишься. Прибор будут использовать на Сочинской  Олимпиаде. Также было разработано специальное фитнесс-приложение под модный iPhone.
 
В IT-сфере есть такой показатель как выработка. Так вот, по нему наш программист равен двум российским и трем украинским. Проигрывает разве что индийскому, да и то – немного. Неудивительно: Индия наряду с Китаем – пожалуй, главные поставщики кадров на мировой рынок. Кстати, в январе Парк открывает белорусско-индийский образовательный центр. Вообще же, словосочетание безработный программист – это что-то редкое. В том же EPAM ‑ 200 открытых вакансий. Как отметил Президент, в свое время в образовании был уклон в сторону гуманитарных и экономических специальностей, но этот перекос будет исправлен. Ведь даже в правительстве – сплошь выпускники инженерных факультетов.
 
Сейчас IT-отрасль в Беларуси на подъеме. Ежегодно прибавляет процентов 40 – 45. И по объему предоставленных услуг уже обогнала весь белорусский транспорт вместе взятый. Впрочем, был у Президента повод и для критики в адрес дирекции парка. Договаривались, что здесь будет целый парковый ансамбль: офисы, жилые дома, школы и детские сады – в общем, все для жизни, работы и отдыха представителей современной индустрии. На деле есть лишь одно здание, вид из которого на пустырь. Подвел инвестор, который не потянул проект. Теперь застройка 50 гектаров на востоке столицы– задача для города и самого парка.
 
Одна из целей создания Парка высоких технологий – остановить так называемую «утечку мозгов». 10 лет назад за границу стремились за деньгами и самореализацией. Теперь, отмечают специалисты, за рубеж, конечно, едут, но мотив другой. Средняя зарплата по парку ‑ больше трех миллионов. И едут за опытом, чтобы повысить квалификацию и вернуться. О том, что государство и дальше в будущем будет создавать благоприятные условия для работы, Президент говорил уже во время неформального общения с молодыми специалистами. И они пообещали работать с большей отдачей, ведь для этого есть всё необходимое.

Подписывайтесь на нас в Telegram