Быть внимательнее к проблемам людей и не отделываться отписками

209
Быть внимательнее к проблемам людей и не отделываться отписками
Александр Лукашенко потребовал от государственных органов внимательнее быть к людям и их обращениям. Совещание на таком уровне в нашей стране провели впервые. И проходило оно в формате общения с обычными гражданами, которые со своими проблемами дошли до Администрации Президента.

В зале – высшие должностные лица и чиновники, ответственные за все сферы жизни страны. А также представители местной власти и руководители ведущих СМИ. Такое совещание, по словам Лукашенко, в нашей стране проводится впервые. Для этого Президент назвал две причины: постоянную актуальность – проблемы и вопросы у граждан есть всегда  – и немалый опыт (благо работа ведётся).

В 2006 году Александр Лукашенко Указом о дебюрократизации, по сути, начал крупномасштабную кампанию против нерадивых чиновников. Появилось «одно окно». Меньше стало административных процедур, сократился перечень справок. Даже в Минске, в пресловутом Бюро технической инвентаризации, куда ещё пять лет назад очередь приходилось занимать едва ли ни с вечера, сейчас всё решается за минуты.

Александр Лукашенко: «Это касается всего спектра вопросов – от социальной поддержки семьи до проблем образования и здравоохранения. Зачастую вопросы не требуют значительных финансовых расходов. Нужно только одно – внимание к человеку и желание помочь ему. Однако на практике именно этого и недостаёт. В верхних эшелонах власти с лёгкостью спускают обращения граждан на места или, как говорится, гоняют человека по большому кругу инстанций. А на местах отделываются издевательскими отписками или, хуже того, направляют жалобу на реагирование тому, на кого люди жалуются. Никакой уж тут объективности и внимания ждать не приходится, а ведь люди надеются на справедливость власти. Нужно отчётливо понимать, что для людей важны не столько показатели ВВП, сколько то, что масштабные государственные программы влияют на их жизнь, способствуют решению насущных житейских проблем».

Начало совещания было нестандартным. Вместо докладов чиновников Александр Лукашенко предложил послушать несколько настоящих обращений граждан. Тех, что пришли в приёмную Президента. С помощью телемоста, который связал приёмную с залом Республики, где и проходило совещание.

Дина Скрупская, жительница Браславского района:
«Я – Скрупская Дина Ивановна, и вот Подберёзкина Галина Антоновна. Браславский район, Витебская область. Дело в том, что нами, сельчанами, был выращен очень хороший урожай в этом году. Однако нам руководитель СПК «Новая гвардия» Браславского района Ракель Владимир Станиславович не дал вовремя убрать хлеб. Комбайн был выделен, когда хлеб врос в землю и нечего было убирать, поэтому мы остались без единого зёрнышка. Мы неоднократно обращались в райисполком Браславского районного совета, просили приехать и помочь в этом вопросе. Однако с их стороны мы не видели никакой поддержки, и поэтому мы на приёме. И очень хотелось бы разрешить вопрос, помочь возвратить это всё и сделать компенсацию».

Александр Лукашенко: «Ну, что, Александр Николаевич, мы же с вами договаривались: заканчивается уборка – и мы немедленно помогаем крестьянам. Это что, в новинку для вас? Зачем мне ваши общие слова, отвечайте на конкретный вопрос. Значит, Зенон Кузьмич, вопрос возьмите на контроль. Может быть, причина есть какая-то у руководителя? Если подтвердится хоть по одной усадьбе и если без оснований это сделали, а они говорят, что обращались даже в райисполком, всех снять с работы. Срок  – неделя. И не забудьте о компенсациях людям».

Другие истории не менее актуальны. Бывшая сотрудница обувной фабрики «Легранд» с весны не может получить свои деньги – около 6 млн. И таких, людей, которым фирма задолжала, по её словам, немало. При этом фабрика работает по-прежнему. Президент назвал срок – неделя. Если не заплатят, вопрос будет решаться вплоть до перемены собственника.

А это история агрогородка «Жемчужный» в Барановичском районе, где нет света на улицах. Дом одной из жительниц Кричева в аварийном состоянии, в кране нет горячей воды, зато в подвале – целый бассейн. Местное ЖКХ не помогает.

Ежегодно в госорганы за помощью обращаются около 1 миллиона человек. Это практически каждый десятый белорус. В основном жалуются на состояние жилищного фонда, затягивание сроков по строительству или некачественные работы в новостройке.

Не успели дом ввести в эксплуатацию, а он уже трещит по швам, застройщиков уже и след простыл. В результате собственник вынужден платить из своего кармана за исправление чужих ошибок.

Самое слабое звено – ЖКХ, белорусы на качество коммунальных услуг жалуются круглый год. Отмахиваться от жалоб назойливых граждан в этих службах стало профессиональной болезнью. Вот и получается, что с просьбой заменить трубы люди идут к Президенту. Александр Лукашенко на этот счёт высказался категорично.

Как показал недавний мониторинг, решение проблем людей для некоторых чиновников – занятие второстепенное. А потому вполне можно потянуть с выдачей документов, отложить дело или вовсе потерять его в непроходимых лабиринтах исполкомов. До тех пор, пока разобраться с проблемой на место не приедет лично Президент.

Председатель госконтроля, пожалуй, больше других наслышан о житейских проблемах. Из разговора по горячей линии главный контролёр страны услышал без купюр всё, что о чиновниках думают люди.

Уже после докладов министров слово взяли губернаторы. Они просили главу государства о помощи – в ремонте дорог, в строительстве жилья для тех, кто живёт в ветхих домах. Александр Лукашенко посоветовал губернаторам лучше считать свои бюджеты, деньги тратить с умом и повернуться лицом к людям.
Одно серьёзное замечание, отметил Президент,  – и с должностью придётся распрощаться. И это касается всех уровней местной власти.

В конце совещания Александр Лукашенко ещё раз напомнил, как чиновникам вести себя с людьми. Быть доступными, независимо от ранга и званий. Регулярно проводить горячие линии и не скрываться от прессы. По роду службы депутатам выполнять наказы, о которых многие забыли, заняв место в парламенте, прокурорам реагировать на все нарушения. Ведь работа с обращениями с граждан – это не разовая акция, а часть постоянных обязанностей всех, кто находится у власти.

Подробности - в видеосюжете нашего корреспондента