Белорусский след Остапа Бендера

Гомельские музейщики утверждают, что именно в Гомеле был арестован человек, который послужил прототипом знаменитого афериста.
Белорусский след Остапа Бендера

Гомельские музейщики утверждают, что именно в Гомеле был арестован человек, который послужил прототипом знаменитого афериста.

 

В этом здании, где до Второй мировой войны находилась гостиница «Савой», был арестован аферист Тургун Хасанов, история его криминальных приключений стала известна всему СССР, а Ильф и Петров обессмертили его в образе великого комбинатора. Летом 1925 года мужчина восточной наружности сошёл с киевского поезда на вокзале в Минске. Одет он был со вкусом, в кармане имел справку, удостоверяющую личность на имя председателя Центрального Исполкомитета Узбекистана Файзуллы Ходжаева. Очень быстро гость с юга попал к главе Белорусской республики Александру Червякову, которому рассказал проникновенную историю о том, как его ограбили в поезде, и попросил 500 рублей. Импозантному южанину незамедлительно выдали деньги.

 

Константин Мищенко, заместитель директора Областного музея военной славы: «Его пригласили в президиум на заседание, разместили в гостинице, вечером пригласили на банкет. По такой же схеме этот человек проехал не один десяток городов России, ему оказывали внимание, занимали крупные суммы денег, а потом он, как водится, исчезал».

 

Из Минска гастролёр уехал в Гомель. Необычная смуглая внешность, модная одежда, американские очки, ботинки со скрипом и непривычный южный акцент на всех действовали магически. Странствующий глава Узбекской республики вызвал подозрения только у начальника гомельской милиции Матвея Хавкина. Сыщик послал запрос в Москву, и оказалось, что Ходжаев там. Самозванца, а им оказался рецидивист Тургун Хасанов, арестовали в номере гостинцы. Эта история получила всесоюзный резонанс.

 

Константин Мищенко, заместитель директора Областного музея военной славы: «Дело в том, что об этой истории написала газета «Правда», на передовице был размещён фельетон, который назывался «Знатный путешественник». В нём описывались приключения данного персонажа, и Валентин Катаев принёс Ильфу и Петрову этот фельетон, сказал:  «Вот тема для вашего главного героя». Таким образом, мы считаем, что это послужило прототипом известного персонажа Остапа Бендера».

 

Знаменитый диалог председателя Арбатовского исполкома и великого комбинатора почти списан из уголовного дела Хасанова. Правда, образ высокопоставленного чиновника авторы заменили на сына лейтенанта Шмидта. Дальнейшая судьба рецидивиста и мошенника Хасанова неизвестна, скорее всего, он надолго оказался в одном из исправительных лагерей, оставив право «командовать парадом» романтику Остапу Ибрагимовичу.

 

Подписывайтесь на нас в Telegram