Службе безопасности Президента Беларуси исполнилось 16 лет.
Без опасности
Службе безопасности Президента Беларуси исполнилось 16 лет.
 
Начальник охраны Михаила Горбачева, Леонида Кравчука, Леонида Кучмы. Даже спустя двадцать лет Василий Вакуленко редко вспоминает о службе. На этот раз поводом стали состязания телохранителей. Здесь, в Ялте, он главный судья Чемпионата мира – так они сами его назвали. В этом году профессиональные состязания впервыеприобрели международный статус.
 
В городе-курорте, в который заходят большие корабли, на публике телохранители появились всего один раз – на открытии. Дальше, доступ на этапы соревнований был ограничен даже для прессы. Службы безопасности президентов Беларуси, Украины, Грузии, Болгарии. Спецподразделения по борьбе с терроризмом, частные охранные агентства. 35 команд, 130 участников самых засекреченных подразделений. Три дня напряженной борьбы в 10 специальных дисциплинах. Например, по скоростной стрельбе.
 
Только за минувшие сто лет и только на ключевых государственных деятелей совершены тысячи покушений. Среди которых, увы, были и успешные. Хрестоматийный пример – убийство эрцгерцога Фердинанда и его супруги в Сараево, спровоцировавшее Первую Мировую войну. В новейшей истории угроз не стало меньше, а террористов, экстремистов и фанатиков-одиночек сейчас все больше.
 
Николай Серый, инструктор Службы безопасности Президента Беларуси: «Самое опасное – это оказаться в толпе в период осенне-весеннего обострения. Психически ненормальный человек, одиночка – не знаешь, чего от него ждать».
 
Стать мишенью преступников – риск для любой высокопоставленной персоны. Для их защиты в каждом государстве существуют элитные спецподразделения. Личная гвардия, секретная служба, охрана. Не зависимо от названия, первоочередная функция – безопасность первых лиц. В нашей стране ее выполняет Служба безопасности Президента. Она создана в октябре 1994 года. Спустя десять лет, в марте 2004, у Службы безопасности появилась своя геральдическая эмблема и нагрудный знак. Служба безопасности ‑ подразделение воинское. У всех сотрудников есть форма, правда, надевают ее чаще на тренировках и торжественных собраниях. Есть у службы и боевое знамя части. В 2004 году его лично вручал Президент.
 
Сотрудников Службы безопасности запросто можно увидеть на улице – и в тоже время одна из самых закрытых служб страны – личная охрана Президента. Штатная структура службы – секретна. Известно немногое: здесь есть специальная антитеррористическая группа «Анти-Т» и аналитический отдел, который занимается прогнозированием и выявлением угроз охраняемых лиц, изучением обстановки в той или иной стране накануне поездки Главы государства. Должность начальника службы ‑ генеральская. В разное время ее занимали, например, нынешний министр обороны Юрий Жадобин, экс-глава Совета безопасности Геннадий Невыглас. Служба безопасности это та структура, в которую даже при желании попадет далеко не каждый. Отменная физическая форма, владение оружием и приемами рукопашного боя. Как и в других школах спецслужб ‑ это лишь основа. Например, в свое время в девятом управлении КГБ СССР эта спецслужба охраняла советскую партийную элиту и считалась одной из лучших в мире ‑ из 470 кандидатов отбор проходили всего семеро. С распадом СССР многие элементы их подготовки взяли на вооружение в странах СНГ.
 
Андрей Втюрин, начальник Cлужбы безопасности Президента Беларуси: «Они отбираются со всех подразделений силовых структур, проходят отбор. Окончательное слово за мной, но если голоса коллегии разделились пополам, я никогда не утвержу человека на эту должность».
 
Отсутствие белых пятен и взысканий в биографии, образование, служебный опыт ‑ информацию проверят как минимум трижды. Что касается прежних заслуг, то это, конечно, важно, но если на прежнем месте службы вы были одним из лучших специалистов ‑ это еще не значит, что вы сможете стать сотрудником Службы Безопасности. Специальные тесты расскажут об уровне подготовки, они же раскроют характер и личные качества. А для достоверности сведений, истинные мотивы служить в СБП исследуют на детекторе лжи.
 
Строгий костюм, окружение высокопоставленных персон, заграничные командировки ‑ все это привлекает обывателя. В действительности, это рутинная работа, где костюм ‑ корпоративный дресс-код, близость к первым лицам – служебная обязанность, зарубежные поездки – вынужденная необходимость. Один простой пример из архива еще советского КГБ: подсчитано, что офицер госохраны проводил на службе более 300 дней в году, иногда по 24 часа в сутки. Для сравнения, среднестатистический гражданин при официальном восьмичасовом рабочем дне – чуть более двухсот.
 
Кстати, Служба безопасности охраняет не только Президента: государственной охране подлежат большинство высших должностных лиц страны. Обеспечивает Служба безопасности и визиты иностранных гостей, в том числе, на высшем уровне.
 
Запомнить сотни лиц, фамилий и должностей. Умение контролировать мелочи и не запутаться в деталях. Ежедневные тренинги по наблюдательности. Обычный столичный двор, неподалеку часто проходят официальные мероприятия. Предварительная разведка – обязательная процедура. Внезапно появившиеся во дворе ремонтники, подозрительные свертки в урнах, даже заезд такси – в поле зрения сотрудников спецслужб. Каждый сотрудник проходит подготовку по сценариям реально совершенных покушений. Иногда он даже сам исполняют роль условного нападающего ‑ так можно лучше понять логику и тактику противника. Еще одно правило любой службы безопасности: ежедневные тренировки в спортзале, ведь немалая часть мероприятий охраняемого лица – это спортивные праздники и активный отдых, в том числе и для охраны.
 
У кандидатов в Службу безопасности Президента есть опыт в боевых искусствах, но здесь все получают навыки рукопашного боя и специальной техники телохранителей. Секрет – в мышечной памяти ‑ она включается в критических ситуациях.
 
Николай Серый, инструктор Службы безопасности Президента Беларуси: «В арсенале нападающего может находиться палка, пакет, бутылка, да простой камень».
 
Захваты, удары и уклоны отрабатываются до автоматизма. Говорят, что подобно самураям, телохранители способны ответить на атаку с закрытыми глазами.Существуют и закрытые методики: к примеру, частичное подавление инстинкта самосохранения. При взрыве телохранитель должен не испугаться и заслонить охраняемое лицо, а в случае вооруженной атаки – щитом выйти на линию огня.
 
По итогам ялтинских соревнований, Служба безопасности президента Беларуси ‑ снова в тройке лидеров. Первое место в национальном первенстве и третье в общекомандном. В нашей команде – «лучший рукопашный боец» и «стрелок». И даже если когда-нибудь им придется применить эти навыки в реальной ситуации, рассказать об этом журналистам, в силу секретности, они смогут лет минимум через 20. Например, оподробностях покушения на Михаила Горбачева в Киеве, причем, далеко не всех, его охрана рассказала только сейчас, на соревнованиях телохранителей, хотя с того момента прошло более 20 лет.
 
Турнир закончен и люди в черном, которые всего на несколько дней в году в Ялте превращаются в публичных персон и демонстрируют свои навыки, увозят свои отнюдь не спортивные награды. Они возвращаются в свои страны, чтобы снова уйти в тень тех, кого охраняют, привычно создавая вокруг себя мир без опасности.

Подписывайтесь на нас в Telegram