Кому лопату?
Оказывается, среднестатистическому дачнику отечественный производитель не дает полноценной возможности быть патриотом.
 
Садовый инвентарь, семена и саженцы, простейшие стройматериалы в большинстве случаев проигрывают импортным: иногда по качеству, иногда – по цене.
 
Любая стройка, будь-то квартира, дом или дача – сама по себе проблема. У нас же это проблема вдвойне. Выбор и материала и инструмента, конечно, есть: китайское, немецкое, польское, наше отечественное. Купить можно почти все, но что покупают чаще. Вот обычная дачная стройка и обычный сотрудник частного строительного предприятия, строит из материала заказчика.
 
Денис Бовкун, сотрудник строительной фирмы: «Бетон наш, трубы российские, вагонка российская, утеплитель российский, немецкого качества. Посмотрим внутри: вагонка РФ, брус наш, пол российский. С точными измерительными инструментами белорусскими я не сталкивался. Отвертки, молотки можно брать белорусские. Да и вообще я не вижу нашего белорусского, и разу не видел рекламы по ТВ. Ну, вот, гвозди наши научились делать. И то если речь идет о вот таких, специальных шиферных. Опять-таки это – импортное».
 
Неужели все так плохо? В интернете отечественных предложений стройматериалов достаточно: кирпич, газосиликатные блоки, тротуарная плитка. Все это есть, причем, обычно дешевле импортного. Цемент, правда, из-за выросшей цены на газ стал дороже российского. Похожая ситуация и в магазинах, но в большинстве случаев срабатывает стереотип – чужое лучше нашего. А вот с инструментами, как строительными, так и дачными действительно проблема. На рынке и в частных магазинах можно купить молоток, кувалду, гвозди, лопату ну и, пожалуй, все. Впрочем, такая ситуация не везде. Есть магазины, где выбор отечественного более богатый. Покупатели-мужчины из нашего охотно покупают топоры и молотки. Люди опытные знают: на первом месте качество металла. Дилетанты и женщины наоборот берут то, что посимпатичнее: китайское и польское. Белорусский инструмент образца, видимо еще 1941 года, да еще и весь в масле, в сумочку не положишь. Такой даже низкой ценой не подкупает.
 
Уступают, например, польским и наши малярные валики, причем и по цене, и по качеству, а вот кисточки хоть стоят дороже и выглядят непрезентабельно – качественнее польского аналога. Жаль только, благодаря упаковке и этикетке, чаще покупают польские. Людей способных распознать истинное качество меньше тех, кому кисточка нужна на один – два раза. Это как с женщинами: бывают умные, хозяйственные, заботливые, а бывают просто симпатичные, и этим все сказано.
 
Еще одна проблема: изготовитель частенько не заинтересован достойно представить и продать свой товар. Если китайскую продукцию частный поставщик привезет по первому звонку и на следующий день, то многое белорусское, приходится ждать как манну небесную, по несколько недель.
 
Елена Колонтаева, директор сети строительно-хозяйственных магазинов: «Для многих предприятий, выпускающих товары народного потребления, эти товары – не далеко главная статья дохода. Например, промышленный гигант – специализируется на высоких технологиях, но помимо этого выпускает, в том числе, садовый инвентарь. Два года назад наш телеканал уже снимал продукцию этого предприятия. Ассортимент был не богатый. За это время наладили более тесные связи с торговлей, расширили линейку товаров».
 
Куда эффективнее в этом плане смог бы шевелиться частный бизнес, ведь объективно для части предприятий дачно-строительная линейка это – как чемодан без ручки: и оставить жалко, и нести неудобно. Сделать дешевле китайского вряд ли получится, да и сотрудничать с Китаем, Польшей или Германией все-таки чаще логично не по принципу покупки готовой продукции, а совместного производства. От них упаковка и еще что-то, а от нас качественный металл, ведь его отходы так и так остаются от более сложного производства.
 
А пока больше возможностей и желания у далеких китайцев и соседей-поляков. В Польше изготовление инструмента, стройматериалов и всего что с этим связано – в основном частный бизнес. Пока он развивался, основой были – сотни мелких предприятий. Сейчас тенденция к слиянию капитала: мелкий бизнес объединяется и инвестирует в компьютеризацию производства.
 
Михал Соколовски, директор компании по маркетингу, Польша: «Например, за последние два года мы инвестировали несколько миллионов долларов в компьютеризацию производства тротуарной плитки. Теперь на круглосуточном производстве работает только четыре человека, а производительность повысилась в три раза, снизилась стоимость производства, а соответственно и цена самого товара. Теперь мы готовы к экспорту продукции в соседние государства».
 
Наш бизнес об успехах предпочитает помалкивать. На одном из немногих частных предприятий, где делают декоративную щепу, от встречи с телевидением отказались, сославшись на тайну… технологическую. Зато индивидуальный предприниматель Виталий Щепов, фамилия говорит сама за себя, согласился. Бизнес у него в самом начале, держаться на плаву сложно. Изготовление щепы только-только осваивает. Щепу собирается покупать у местной котельной, пропитку в магазине, смешивать все это в обычной бетономешалке. Себестоимость – около 50 тысяч за 1000 литров! И если цена Виталия при минимальных объемах, минимальной аренде и едином налоге обещает быть невысокой, то щепа, сделанная на солидном предприятии, уходит со склада где-то по 30 тысяч за мешок. А если добавить транспортные расходы, процент от продавца, то и выходит, что наша, изготовленная по тайной технологии, дороже высокотехнологичной польской с доставкой и таможенными платежами.
 
Касается это не только и даже не столько элементарного садового и строительного инструмента, это, по сути, необходимое условие любого дела, неважно, частного или государственного.
 
И все же, выходит, не так плохо мы все делаем, если иногда зарубежные товары продают именно под видом наших. Предприимчивые россияне смекнули: наклейка с белорусским флагом зачастую неплохой рекламный ход для них и, увы, антиреклама для нас. Вот и лопата, судя по наклейке с флагом, наша, но на самом деле – российская. Белорусская государственная символика, на российской лопате – тема отдельного сюжета. Увы, качество ужасное, черенок весь в сучках, метал слабый, осажена плохо. Все как не должно быть. Зато, какое название: «молодость моя, Белоруссия», мол, фирма веников не вяжет. Песня, а не лопата. Вот только если из песни слов не выбросишь. Той лопате в ближайшем будущем, самое место на свалке. Не смешно.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram