Записки охотника

Если для большинства охота – хобби и романтика, то для государства – возможность заработать. Говорят, охота в Беларуси все больше привлекает иностранцев. В 2009 году это принесло нам около полутора миллиардов рублей чистой прибыли. Кому-то эта сумма покаж
Записки охотника
Так совпало, что на уходящей неделе об охоте говорили не только на совещании у Президента, но и почти в каждом доме, где есть охотники. Аккурат 1 сентября в Беларуси открылся сезон. На оленя и лося.
 
Если для большинства охота – хобби и романтика, то для государства – возможность заработать. Говорят, охота в Беларуси все больше привлекает иностранцев. В 2009 году это принесло нам около полутора миллиардов рублей чистой прибыли. Кому-то эта сумма покажется существенной. Но если эти полмиллиона долларов поделить на 255 охотничьих хозяйств, то получается, каждое из них, в среднем, получило лишь около двух тысяч долларов. Отечественных охотников старой закалки эти проблемы не слишком беспокоят.  Примерно половина белорусских хозяйств – именно для таких. Меньше половины хозяйств готовы предоставить туристам комфортные условия. Плохи дела и с общей системой, так называемого сопутствующего сервиса. В мировом бизнесе сам зверь дает лишь 10 процентов. Остальное – это так называемый «околоохотничий» бизнес. В этом смысле, кстати, интересен польский опыт. Условия для охоты во многом схожи с белорусскими. Но все, же разница есть. Например, Беловежская пуща. По большому счету Пуща что с белорусской, что с польской стороны выглядит одинаково. Конечно, каждая сторона говорит, что у кого-то хуже, у кого-то лучше. Но по большому счету разницу заметить сложно. Единственное, что, конечно, бросается в глаза это сервис. В этом плане здесь пока лучше, чем у нас. Например, вот таких ресторанов здесь около 15, не считая гостиниц и охотничьих домиков.
 
Наш проводники по польской Пуще – польские белорусы Валентин Василюк и Ежи Луговой – сразу признались: у вас больше нетронутого леса и лучше дороги, а у нас – сервис. Частной охоты ни в Пуще, ни во всей Польше нет. Но здесь есть все, чтобы клиент, не важно, турист или охотник, оставил здесь как можно больше денег. Причем, роль государства в этом минимальна: не мешать. Более того, по словам местных жителей, открыть свое дело здесь проще простого. Копировать польский опыт в белорусской части Беловежской пущи, конечно, бессмысленно. Наша Пуща это в первую очередь – уникальный заповедник. Но ведь есть и другие уголки Беларуси где, упускают деньги, которые, по сути, лежат под ногами. Казалось бы, лес, он и есть лес. Но нет. У каждого леса своя история. И ведь на ней тоже можно зарабатывать. Ну, вот например эти места в двух часах езды от Минска. Здесь охотились князья Радзивиллы и их гости как с востока, так и с запада. Это были по-настоящему царские охоты, когда одних только охотничьих собак – больше ста. Но, увы, сейчас, ни эти места, ни сам Несвиж, обязанный своему появлению именно охоте, охотничьей меккой не назовешь.
 
Охотничье хозяйство Белорусского общества охотников и рыболовов здесь не самое богатое. Лесов мало, условий нет. Чтобы не упустить клиента, договариваются с местным колхозом. У них есть деньги, а значит – база для отдыха. Но даже не отсутствие условий здесь главная проблема. Эти места уникальны с исторической точки зрения. «Княжеская охота». Наверняка найдутся желающие поучаствовать и выложить за это солидные деньги. Вот только идея хоть и витает в воздухе, вряд ли будет реализована в ближайшее время. У хозяйства пока нет денег. А отдавать инвестору такие места белорусское общество охотников и рыболовов, понятное дело, не хочет. Мол, каждый должен заниматься своим делом. В СПК «Озеры», в свое время предприятие взяло у охотников 11 тысяч гектаров, с таким отношением не согласны. Хозяйство богатое, и способно освоить новый вид деятельности. Тем более, по словам сельчан, результат есть. Не согласны с охотниками и их теорией о лучших землях и частники. Вот одно из хозяйств Витебской области. Условия для отдыха здесь вполне достойные, зарубежного гостя вполне устраивают. Вот только угодья далеко не самые лучшие. Быть может отсюда и пока нулевая рентабельность.
 
Кстати, сами иностранцы к нашим проблемам относятся с пониманием. Мол, все эти сложности – естественный процесс становления рыночной экономики. И даже готовы помочь. Например, Жиль Бюльтель – хозяин французского охотничье-туристического агентства – уже многие годы в этом бизнесе. Когда-то о Беларуси знал лишь то, что в 1812-м здесь прилично потрепали Наполеона. По мнению Жиля, у Беларуси все шансы стать лидером охотничьего бизнеса. Хотя поначалу дела француза шли здесь из рук вон плохо. И это притом, что искал он здесь совсем не женщин.
 
Кстати, возможностей для нормальной работы в ближайшее время станет больше. На охотничий бизнес отменят лицензирование, а в ноябре изменятся и сами правила охоты. Сезон станет дольше: на кабана, например, можно будет охотиться целый год, а услуги – разнообразнее.

Подписывайтесь на нас в Telegram