В начале недели Президент побывал в Гомельской области с рабочей поездкой. Она получилась весьма насыщенной и разноплановой. Александр Лукашенко за два дня успел не только посмотреть, как работает селекционный завод по производству семян кукурузы или как развивается крупнейшее в стране фермерское хозяйство, но и посетил Мозырьский нефтеперерабатывающий завод.
Пример того, что сельхозпредприятие может быть рентабельно и без государственных дотаций – хозяйство Михаила Шруба в Житковичском районе Гомельской области. Фермером он стал в 1993 году, начинал с 30 гектаров. Сегодня – 1800. Это крупнейшее фермерское хозяйство страны. Свои поля, свой свинокомплекс. Кстати, свинина продается через сеть собственных магазинов. Сейчас строится новая ферма для рогатого скота и цех по убою. За эти годы Шруба вложил в развитие производства 15 миллиардов собственных средств, заработанных на этой земле. Но и отдача солидная. Даже в кризисный год хозяйство сработало с рентабельностью в 26 %. А раньше и вовсе эта цифра доходила до 60 %. За прошлый год хозяйство заработало более 10 с половиной миллиардов рублей, это треть от сельхозвыручки всего района. У фермера работают100 человек, средняя зарплата – около миллиона.
Кстати, по статистике, на одного белорусского фермера, в их в республике чуть больше 2 тысяч, приходится в среднем по 60 Га угодий. И их вклад в общую продовольственную корзину страны – всего 2 %. В общем, Михаил Шруба, скорее, исключение из правил. Урожай нынче, как рассказал фермер Президенту, он ждет не ниже 12 тысяч тонн. Выращивает зерно и овощи. И, несмотря на расхожее мнение, что как бы не старались фермеры, выше, чем колхозы им не прыгнуть, урожайность, например, лука у Шрубы – 450 центнеров с гектара, в окрестных колхозах – только 400. Так что, неудивительно, что Президент сразу предложил успешному частнику создать целый холдинг. К фермеру могут присоединить 4 отсталых хозяйства. Общая площадь их сельхозугодий в 10 раз больше чем у Михаила, а вот продукции они производят столько же, как и он.
Отдельной темой разговора стала картошка. Несмотря на практически национальный бренд этого продукта, ее выращивают не так много, как того бы хотелось. С 50 тысяч гектаров в этом году соберут чуть больше 1 миллиона. Для сравнения: с частных подворий – 9. Видимо, повод для колхозов – задуматься. Во всяком случае, по программе развития картофелеводства. через пять лет крупные хозяйства будут выращивать до 2 млн. тонн. Четверть этого, пойдет на экспорт. В этом году уже несколько крупных контрактов на поставку картофеля в Россию.
Вырастить мало, надо сохранить. По большей части беспокойства аграриев вызваны дефицитом в стране овощехранилищ. Те, которые остались еще с советских времен, едва могут сохранить урожай до конца года. Как рассказал гомельский губернатор, при желании их можно строить, даже из соломы. А еще лучше – перерабатывать ту же картошку и продавать готовую продукцию. Это выгоднее раз в 10. И, как правило, выгодные способы ведения хозяйства ищут и находят именно частники, у которых каждая копейка на счету. Ведь она – своя собственная. Тот же фермер Шруба уже задумал сделать свой ресторанчик с отелем – это будет первая агроусадьба в Турове. Президент не только поддержал все идеи частника, но и даже заявил, что в скором времени возможна приватизация земли. Чем не стимул для бизнеса?
Надо сказать, что в своей частной инициативе такие фермеры как Шруба не одиноки. Поддерживает государство: берет на себя расходы по мелиорации и известкованию земель, гарантирует лизинг на покупку сельхозтехники. Кроме того, в течение трех лет фермеров освобождают от всех налогов. Но на деле, все эти преимущества, которыми государство пытается привлечь частников к земле, не всегда предоставляют местные власти.
Каждый год Юрий Коршунов наравне с колхозами сдает на перерабатывающие предприятия свое молоко и мясо. Правда, какими силами ему это дается, знает только родной коллектив. Как посевная или уборочная – сплошные проблемы. Технику фермер арендует – на покупку своей пока не заработал. И ему тракторы или комбайн достается как правило, в последний момент. Когда уже уберут колхозы. Дай Бог, чтоб зерно не осыпалось. Тем не менее, в будущее Юрий смотрит с оптимизмом. В следующем году задумал построить четыре служебных домика для доярок. Пока их приходиться привозить из отдаленной деревни три раза в день. Еще в планах – агротуризм. Понятно, что рассчитывает на господдержку. Именно по программе возрождения села в своем хозяйстве он установил энергонасыщенную технику, и современный доильный зал. Но в кабинетах местных чиновников, считает Юрий, к фермерам часто относятся, словно к нахлебникам. Поэтому на своего коллегу с Гомельщины – Михаила Шруба – по телевизору смотрел даже с легкой завистью – профессиональной. Потому что уверен—от сильного и богатого фермера район только выигрывает.
А это экспериментальное поле предприятия «Крыничное». Здесь тоже борются за урожайность. Уже несколько лет выращивают кукурузу собственной селекции. Полесский институт по растениеводству вывел 6 новых гибридов. Они засухоустойчивы и максимально приспособлены к белорусскому климату и почве. В ближайшие два-три года, по словам академиков, страна сможет полностью перейти на качественные отечественные семена и сэкономить. Только в этом году заплатили на 20 миллионов евро меньше. Ведь тонна белорусских обходится в 3 миллиона рублей. Импортные обходятся в 9. Президенту показали новый калибровочный завод. Лукашенко был здесь в 2005 году, когда предприятие еще строилось. Сегодня его мощность – до 12 тысяч тонн семян кукурузы в год, но, чтобы полностью отказаться от импорта, нужно в два раза больше. Аналогичный завод по калибровке скоро заработает в Ивацевичах в Брестской области. Так что, возможно, в будущем Беларусь может зарабатывать и на продаже семян, особенно на фоне неблагоприятной ситуации на мировом продовольственном рынке.
Вторая тема рабочей поездки Президента в Гомельской области – развитие нефтеперерабатывающей промышленности. Александр Лукашенко побывал на Мозырьском НПЗ. Главный вопрос, который он задал – сможет ли завод работать в полную силу, в условиях подорожания тарифов. Российские пошлины в этом году не могли не отразится на работе наших нефтеперерабатывающих заводов. Разумеется, Минск пошел по пути диверсификации поставок и закупать сырую венесуэльскую нефть. В конце прошлой недели прибыл первый танкер-стотысячник в Клайпеду. До этого поставки шли через Одессу и одна пробная партия – через Таллинн. Ведь пока белорусы окончательно не определились с логистическими схемами и просчитывают, как выгоднее нам. Ну а соседи готовы сотрудничать и даже модернизировать свои нефтяные терминалы под белорусские поставки. И вкладывать в это серьезные инвестиции. Впрочем, об инвестициях говорили и на Мозырьском перерабатывающем предприятии. За пять лет вложили почти 2 триллиона рублей. Построили новые комплексы и установки. С июня предприятие выпускает бензин стандарта «Евро-5». Через пять лет, обещают перевести на этот стандарт всю линейку продукции.
Что касается нынешнего года, то здесь собираются переработать около 5 миллионов тонн российской, белорусской и венесуэльской нефти. И 270 тысяч тонн – по толлинговой схеме, то есть россияне ввозят свое сырье, завод перерабатывает, и клиент увозит готовый продукт, а в Беларуси остается чистая прибыль. Что касается венесуэльской нефти, руководители двух заводов – Мозырьского и Новополоцкого – подтвердили Президенту, что в этом году готовы закупить 4 млн. тонн. Сейчас все силы нефтяников брошены на модернизацию. Так, чтобы уже совсем скоро сырая нефть любого качества после переработки на выходе была самого высокого. Выслушав доклады, Президент подытожил – очень важно, что повышение тарифов на нефть не только не погубило отечественную нефтепереработку, но даже стало своеобразным катализатором промышленного роста.
Александр Лукашенко: «Для меня было важно услышать. Я убежден, что заводы могут напрягаться. Но то, что они делают, заслуживает уважения. В трудных условиях им удалось преодолеть эту яму, в которую мы попали из-за политики российского руководства. Нельзя рассчитывать только на то, что Россия сохранит. Надо продолжать работать на внешних рынках. По нефти и газу. Выдержим – быть Беларуси на коне, не выдержим – будем тяжело. Но страну не отдадим. Это наше. Мы в состоянии выйти из любой сложной ситуации. Мы знаем, каким путем идти».
И эти слова, причем, не только в отношении энергетической, но и продовольственной безопасности страны, стали итогом гомельской рабочей поездки. И задачей доля всей экономики на следующую пятилетку. Ведь высокорентабельной бывает не только привычная всем нефть, но и обычная картошка, если к ней подойти с умом и по-хозяйски. От потраченных усилий и миллиардов на возрождение села, государство ждет дивидендов в виде высокорентабельных хозяйств, успешных фермеров и, главное – достойной зарплаты у людей, работающих не только в нефтяной сфере.
Подписывайтесь на нас в Telegram