«Восток» – дело вкусное

В Берлине – настоящий напиточный бум с советским ностальгическим оттенком. И мало кто знает, что руку к этому приложил голландский рекламный фотограф Йорис ван Велзен, известный на постсоветском пространстве своей рекламой Маги, Нольстен или Хёндай. Оказы
«Восток» – дело вкусное
В Берлине – настоящий напиточный бум с советским ностальгическим оттенком. И мало кто знает, что руку к этому приложил голландский рекламный фотограф Йорис ван Велзен, известный на постсоветском пространстве своей рекламой Маги, Нольстен или Хёндай. Оказывается, Йорис так полюбил советский лимонад «Байкал», что не смог без него жить и в Германии. Что было дальше – знает наш собственный корреспондент Анна Штер.
 
Сегодня Йорис ван Велзен называет себя берлинцем, а недавно он был москвичом. За 19 лет богемной жизни в российской столице он выучил русский, сделал карьеру рекламного фотографа и поработал собкором одной из голландских газет.
 
Йорис ван Велзен: «Я в Берлине недавно сидел в кафе и вдруг, не могу объяснить почему, захотел выпить «Байкал». Вкус, который еще помню по началу 90-х годов».
 
Напиток этот исчез с постсоветских прилавков, когда хлынула волна западных продуктов. «Кока-кола», «Пепси», «Спрайт» – завоевывали новые рынки. И пропали «Колокольчик», «Тархун», «Дюшес» и «Буратино».
 
Йорис ван Велзен: «И я задумался, почему этого нет в Германии. Было два ответа. Либо потому, что это страшная гадость, либо потому, что никому еще эта идея в голову не пришла».
 
В Европе много русских магазинов. Там, в основном, продаются продукты, производимые в Польше, и позиционируемые как общеславянские: такие, например, как пельмени и докторская колбаса, радующие глаза, желудки и сердца эмигрантов. Но все это с трудом приживается на новообретенной родине. Что касается напитков, полки заставлены чем-то «а-ля квас».
 
Йорис ван Велзен: «Но их пить невозможно. Они сомнительного происхождения. И меня охватила мысль, что надо наладить производство. Такой творческий проект».
 
Проект советского напитка, адаптированного к вкусу немецких потребителей. Получить оригинальный рецепт «Байкала» оказалось несложно, а вот запутанная система лицензирования и прав на производство в России даже профессионального журналиста Йориса сбила с толку. Рецепт напитка разработан в российском НИИ безалкогольных напитков и пивоварения при Академии сельхознаук еще в середине семидесятых годов. Сегодня лицензия на производство концентрата находится в Дармштадте. Получается, что все нынешние российские производители «Байкала», «базовый» концентрат приобретают в Германии. А бренд «Байкал» в качестве торговой марки и вовсе нигде не зарегистрирован.
 
Йорис ван Велзен: «В России сейчас множество производителей делают «Байкал». Кто-то – ужасный, кто-то более, менее сносный. Напиток совершенно не защищен от того, что его делают все кому не лень».
 
Разные производители предлагают разные «Байкалы» с разным вкусом. Так как немцы внимательно читают этикетки, Йорис отказался от консервантов и искусственных красителей, а чтобы не подумали – еще одна «кола» – напиток стал светлее и отныне называется «Wostok». Прятать советское происхождение напитка Йорис не стал. И как профессиональный художник приложил руку к этикетке в стиле социалистический реализм. Для многих бывших жителей ГДР привлекателен плакат с ностальгическими мотивами, для молодежи – вкусный освежающий напиток.
 
Йорис ван Велзен: «Этикетка всем нравится. Люди заказывают постеры, плакаты. Стаканы очень охотно крадутся из кафе».
 
Реклама Йорису не понадобилась. Он загружал в автомобиль ящики с «Востоком» и разъезжал по берлинским кафе и клубам с рассказами о социалистическом «хвойном» лимонаде. Этакий парень в цветастой рубахе, который кустарным способом прорывает монополию на рынке безалкогольных напитков, не отдавая безумные деньги дистрибьюторам розничной торговли.
 
Дороти Хайз, хозяйка кафе: «Если напиток не продается в супермаркете, это делает его хипповее и эксклюзивнее».
 
Студенческо-богемный Берлин принял хвойный лимонад со странноватой этикеткой и разнес новость по всей Германии. Йорис задумал свой проект как шутку, а напиток стал модным среди немцев и сейчас продается не только в Бонне, Гамбурге и Мюнхене, но и в Австрии и Швейцарии.
 
270 тысяч бутылок лимонадного напитка, с ностальгическим названием «Восток», продано в Германии за год. Неплохой результат для фирмы, состоящей из одного человека. Впрочем, удачливый Йорис, уже подумывает про поездку по постсоветскому пространству за другими бизнес-идеями. Возможно, заглянет и в Минск. Ведь в Германии проживают несколько тысяч белорусов и вполне возможно, что какой-нибудь их наших национальных напитков придется по вкусу не только эмигрантам, но и немцам. Во всяком случае, натуральные белорусские молочные продукты на специализированных выставках – таких, как знаменитая «Зеленая неделя» – немецкие пищевики и некоторые хозяйки, уже могли оценить. И кто знает, может, вскоре придет время нашего березового сока с шиповником или настоящего белорусского кваса на меду.
 
 

Подписывайтесь на нас в Telegram